На днях, пятого августа, РПЦ отметила день «праведного воина Федора Ушакова» — знаменитого адмирала Ушакова, нашего земляка, родом из деревни Бурнаково Рыбинского района. А Рыбинская эпархия в связи с этим даже провела целый фестиваль в селе Хопылево, где Ушаков был крещен.
РПЦ очень любит лишний раз оказаться в центре внимания, устроить себе рекламу, да поэффектней. С этой целью она в 2004 году вдруг взяла и канонизировала Федора Ушакова.
Канонизация сопровождалась пышными торжествами, крестными ходами и богослужениями. А кто был главным действующим лицом на этих торжествах? Угадайте-ка! Нечего и говорить, что это была РПЦ. Это ведь ее священники в раззолоченных рясах, с крестами на груди, совершали богослужения, вышагивали впереди процессий, произносили речи. Так что она этой канонизацией, выражаясь современным сленгом, устроила себе нехилый пиар.
На каком же основании церковь вдруг взялась канонизировать славного адмирала? Какое отношение она к нему имеет? С какого это боку?
РПЦ объяснила это так: мол, Ушаков был очень верующим, в свои преклонные годы он много молился и ездил по монастырям. И все свои славные деяния Ушаков якобы совершил, потому что он был «движим христианским духом».
Получается, что все заслуги легендарного адмирала принадлежат не кому другому – а именно церкви, которая его этим «христианским духом» напитала.
Наглость? Еще бы! Но удивляться тут нечему. РПЦ наглости не занимать. Она еще и не такую ложь может выдать. Ведь утверждает же она теперь не сморгнув глазом, что победа в Великой Отечественной – ее заслуга!!!
На самом деле вся эта канонизация — сплошное шарлатанство. РПЦ не имеет никаких оснований примазываться к славе Ушакова.
Ушаков ценен для нашей истории вовсе не тем, что он был православным. Его вера – это его частное дело. Славу свою у потомков он заслужил не тем, что молился. Имя свое он увековечил не тем, что на старости лет ездил по монастырям.
Ушаков вошел в историю своими деяниями во благо России. Он строил флоты, водил корабли, участвовал в морских сражениях, помог России победить в войне с Турцией, развил военно-морскую науку, создал тактику ведения морского боя.
Причастна ли религия к этим его заслугам? Действительно ли он все это совершил, потому что был православным верующим? Нет, конечно, это — наглая ложь. Русская классика показывает нам тысячи моральных уродов и преступников, которые при этом очень верующие. В пьесах Островского есть купцы-мироеды, разорившие сотни людей — при этом все они сплошь верующие. У Куприна – верующие сутеньоры, у Достоевского – верующие наемные убийцы.
И наоборот — большевики были атеистами, но они показали такое горение духа и такую подвижническую высоту, которой не бывало в истории.
Отсюда ясно, что не религия сделала Ушакова тем, кем он стал. Он стал таким благодаря своим личным качествам – трудолюбию, добросовестности, целеустремленности, честности. А качества эти он почерпнул в своем народе, благодаря своей близости к народу.
РПЦ пытается примазаться к адмиралу Ушакову безо всякого на то права, с одной только целью – усилить свое влияние. А влияние ей нужно, чтобы успешней служить эксплуататорскому классу, оправдывая несправедливый существующий порядок и призывая трудящихся подчиниться эксплуататорам. Так она поступала всегда, так она поступает и теперь.
Алан КАРИМОВ,
Рыбинск.