Кручу-верчу, запутать хочу…

2-4
Помните весёлый эпизод из «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова, когда американский журналист в беседе с советским коллегой недоумевает: «Как же так, евреи в вашей стране есть, а еврейского вопроса нет?» Парадоксальная, на взгляд американца, ситуация.
Но этот парадокс, как выяснилось, с лёгкостью удаётся превзойти по степени своей удивительности нашему с вами родному Росстату. В этой организации собрались такие умельцы, что героям Ильфа и Петрова и не снились! Скажите, как можно при средней зарплате в стране более 71 тысячи рублей в месяц продолжать вести тяжёлую борьбу с бедностью населения, которая охватывает, по официальным данным, почти 20% граждан? Настоящий парадокс! Да о такой среднемесячной зарплате каждого гражданина России можно мечтать! Но вот тут-то и начинаются закавыки, точнее — целый ряд нюансов.
Действительно, официальная статистика Росстата превосходит все ожидания. По данным этой организации, среднемесячная заработная плата в стране в номинальном выражении к концу весны текущего года составила 71334 рубля, увеличившись на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но здесь-то и имеется нюанс, который заключается в самом понятии «номинальное выражение». Что же оно означает?
Официальное определение этого понятия звучит так: «номинальная зарплата — это установленное трудовым соглашением вознаграждение, гарантированный размер дохода, который причитается сотруднику. Как правило, работодатель выплачивает фиксированную сумму, которая зависит от отработанного времени и объёма выполненной работы».
В таком контексте представленная Росстатом цифра выглядит для современных условий нереально впечатляющей. Словно работники бюджетной сферы вдруг все поголовно кинулись пополнять ряды «айтишников» или дружно вступили на путь контрактной службы в армии. Но это вряд ли. Остаётся предположить, что Росстат в очередной раз занялся «украшательством» своих данных. Но, как ни парадоксально, дело и не в этом. Просто наши доблестные статистики изменили методику своих расчётов. Теперь в этих хитросплетениях, как принято говорить на Руси, без ста граммов не разберёшься. Но всё же попробуем.
Итак, алгоритм действий Росстата таков: средняя номинальная начисленная зарплата работников исчисляется на основании сведений, полученных от организаций, делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчётном периоде. На выходе получаем то, что в народе называют «средней температурой по больнице», или ту самую искомую цифру зарплаты…
Возникает естественный вопрос, почему публикуются такие данные, которые совершенно очевидно искажают реальную картину. Ведь, допустим, человек, имеющий доход, соответствующий указанному Росстатом, вряд ли будет проживать в аварийном доме либо с нетерпением ожидать социальные пособия. Вот и получается, что стараниями Росстата на бумаге страна кажется успешной и богатой, а её население — процветающим и здоровым. На бумаге у нас точно уже одержана победа и над бедностью, и над ростом цен, и над безработицей, и много ещё над чем. Однако фактически всё обстоит далеко не так.
И в заключение — ещё новости от Росстата, который продолжает совершенствовать уже отлично освоенную им «напёрсточную» схему: «кручу-верчу, запутать хочу». По его свежим данным, доля довольных своей зарплатой россиян существенно выросла за последние два года. Она составляет уже почти 51% от всего работающего населения. К концу 2020 года этот показатель составлял 44%. Ну и, разумеется, чаще всего (в 69,7% случаев) зарплатой довольны руководители органов власти и организаций, почти в 60% случаев — специалисты высшего управленческого звена и уровня квалификации. Простых трудящихся в этой столь оптимистично выглядящей статистике не наблюдается.
Похоже, что это как раз тот редкий случай, когда Росстат не соврал…
Николай ЕВСТАФЬЕВ.
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *