На минувшей неделе в думском комитете по образованию обсудили подготовку ярославских техникумов, лицеев и школ к новому учебному году. В условиях так называемого «дистанционного обучения» и других ограничений, действующих с весны из-за пандемии коронавируса, эта тема имеет особенно важное значение. И по-прежнему вызывает много вопросов.
1 сентября за парты сядут свыше 133 тысяч ярославских школьников, притом 15 тысяч ребятишек сделают это впервые. По словам директора профильного департамента регионального правительства Ирины Лободы, на подготовку к новому учебному году направлено более 900 миллионов рублей. Притом, почти 394 миллиона — на совершенствование материально-технической базы — поступили из федерального бюджета. Ещё 155 миллионов было выделено на обеспечение безопасности образовательных учреждений, а 92 миллиона – на санитарно-эпидемиологические мероприятия в целях недопущения распространения коронавируса. В том числе на закупку установок по обеззараживанию воздуха и бесконтактных термометров.
Председатель фракции КПРФ Александр Воробьев поинтересовался, как в целом будет организован образовательный процесс в новых условиях:
— Из других регионов от родителей поступает информация о том, что разные классы разводят по времени. Как будет выстроена система у нас? Тоже будет временной разрыв? Или начало уроков будет одномоментным? И не получится ли так, что, когда привезут одного ребёнка, он должен будет ждать, пока пропустят другого? Когда в департаменте будет полная ясность по организации процесса?
К счастью, от дистанционного формата, с которым по весне возникло огромное количество проблем, решили отказаться. Ирина Лобода отметила, что дети будут учиться в очном режиме. В тех учреждениях, где нет возможности организовать одномоментный запуск школьников на уроки, разрыв по времени постараются максимально сократить. Каждый класс будет заниматься в одном кабинете, то есть, педагоги будут приходить к ребятам сами. Питание в столовых также будет раздельным. В каждом образовательном учреждении уже построена своя система работы, о чём проинформированы родители и педагогические коллективы. Тем не менее, учителям и директорам школ всё равно придётся ориентироваться на ситуацию, поскольку она по-прежнему остаётся нештатной.
Ещё один острый вопрос касался обеспечения учащихся комнатами в общежитиях. В основном, речь шла о студентах лицеев и техникумов. Многие образовательные организации отказывали ребятам в праве на жилые помещения под тем или иным предлогом. Депутаты от оппозиции озвучили проблему перед департаментом образования. По ней будет организовано специальное совещание в сентябре.
Отдельный вопрос посвятили работе школьных автобусов и состоянию маршрутов их движения. В общей сложности подвоз учеников (без малого 8 тысяч человек) осуществляют 162 школы в 17 муниципальных образованиях региона. Для этого используются 242 автобуса. Все они оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и тахографами. Но если с самими машинами дела обстоят более-менее нормально, то пути перевозки детей зачастую не выдерживают никакой критики. По результатам проверок ГИБДД было установлено, что из 363 обследованных маршрутов 103 угрожают безопасности дорожного движения. Для устранения выявленных недостатков, должностным лицам выдано 85 предписаний и составлены 63 административных материала.
Александр Воробьев привел конкретный пример. Ученики начальной школы из деревни Бутрево Ярославского района не могут добраться до образовательного учреждения в посёлке Лесная Поляна. Единственный подъезд к населённому пункту со стороны деревни Кузнечиха находится в ужасном состоянии и фактически непригоден для передвижения транспорта. Поэтому школьный автобус не может доехать до ребят. Единственный выход – идти до ближайшей остановки общественного транспорта. Но путь по узкой тропинке через лес и поросшее борщевиком поле для маленьких детей не ближний и небезопасный. В итоге – замкнутый круг.
— В межсезонье там не пройти, зимой сугробы под два метра. Безусловно, департамент образования не решит вопрос расчистки и обустройства дороги. Это нужно решать с местными властями. Но, вместе с тем, люди на селе тоже должны иметь возможность добираться. Сейчас детей вообще не могут доставлять до школы! – констатировал Александр Воробьев.
По итогам обсуждения была принята протокольная запись о необходимости решения вопроса с организацией заезда автобуса в деревню Бутрево для доставки ребятишек из многодетной семьи в Леснополянскую начальную школу совместно с администрацией Ярославского района и ГИБДД. Впрочем, обсуждение безопасности дорожного движения в связи с началом учебного года (не только в средних образовательных организациях, но и в высших учебных заведениях) на этом не закончилось. Так, член фракции КПРФ Алексей Филиппов обратил внимание на отсутствие светофорного регулирования в самом центре Ярославля.
— На Красной площади есть два пешеходных перехода, где отсутствуют светофоры. Это переход к пожарной части и к зданию Демидовского университета. Возможные пробки – это не оправдание, потому что дорога очень опасная. Просьба взять вопрос на контроль.
Временно исполняющий обязанности начальника областного управления ГИБДД Антон Царёв отметил, что в соответствии с имеющимися стандартами любой пешеходный переход через многополосную дорогу необходимо оборудовать светофором. Регулирование на проспекте Октября должны обеспечить в нынешнем или следующем году. Вопрос по второй «зебре» также остаётся на контроле.
А депутат-коммунист Елена Кузнецова попросила проконтролировать обеспечение безопасности учеников ярославской средней школы № 4.
— Ко мне поступило обращение по поводу сооружения на тротуаре в самом центре Ярославля – на улице Волкова, 11. Это рядом с четвёртой школой. Там выстроили будку для входа в дом. Рядом также находятся подъёмные ворота, из которых выезжают машины. Дети ходят по этому тротуару, могут выбежать под колёса. Прошу вас выехать на место и разобраться в ситуации. В свою очередь, я уже направила запрос в прокуратуру.
Руководитель областного управления ГИБДД поблагодарил Елену Кузнецову за информацию и пообещал провести проверку на месте.
И. ДЕНИСОВ.