«Транспортный цех» Ярославля продолжает оставаться в центре общественного внимания. Новости пестрят сообщениями о разваливающихся автобусах, хамоватых водителях иногородних перевозчиков или финансовых проблемах городских предприятий. Но печальнее всего, конечно, проблемы людей, работающих в сфере пассажирского транспорта. Поскольку технические вопросы можно решить куда проще, чем удержать работников и обеспечить им достойные условия труда. А с этим, увы, большие трудности. О которых сотрудники одного из предприятий рассказали заместителю председателя фракции КПРФ в Ярославской областной Думе Эльхану Мардалиеву, обратившись с просьбой о помощи.
22 декабря стали известны итоги конкурса на организацию пассажирских перевозок электрическим транспортом в областном центре. Контракт достался городскому предприятию «Яргорэлектротранс». В течение 2023 года оно по-прежнему будет обслуживать 4 трамвайных и 7 троллейбусных маршрутов. В общей сложности, по договору «ЯрГЭТ» должен получить 472 миллиона рублей. Правда, вся сумма будет перечислена ему только при выполнении полного числа рейсов. Это означает, что на линию должны выходить 44 трамвая и 69 троллейбусов.
Между тем, выполнение этого условия – под большим вопросом. Может статься, что скоро выходить на маршруты будет просто нечему, а обслуживать технику и оборудование окажется некому. На днях к заместителю председателя фракции КПРФ в парламенте региона Эльхану Мардалиеву обратились работники предприятия, рассказавшие о своих проблемах. У людей – настоящий крик души. Прежде всего, они указывают на катастрофически низкие зарплаты тех, кто работает не по сдельной системе, а на обычной ставке. Это слесари, токари, сварщики, электрики и многие другие. То есть достаточно большое количество сотрудников (если учесть, что общая штатная численность «ЯрГЭТ» — порядка 900 человек, а водителей и кондукторов среди них – около 350). Сегодня они получают 16 800 рублей. То есть чуть выше прожиточного минимума и всего на несколько сотен рублей больше официального общероссийского МРОТ, который недавно был установлен в размере 16 242 рубля.
Если же сравнить, к примеру, с соседней Московской областью, то там прожиточный минимум для трудоспособного населения ещё летом составлял 17 683 рубля. Получается, что наши сотрудники с такими доходами в Подмосковье даже не смогли бы свести концы концами. В любом случае, когда работающий мужчина, ежедневно выполняющий свои обязанности, получает менее 17 тысяч рублей в крупном городе с соответствующим уровнем цен на всё и вся – это нонсенс! Не лучше и сами условия труда. Люди справедливо жалуются на отсутствие спецодежды и обуви. Работники вынуждены месяцами трудиться в личной экипировке. А на отдельных участках отсутствует даже средство для мытья рук и перчатки. Хотя работать без последних запрещено по технике безопасности. Есть на предприятии и нюансы чисто психологического характера.
— Мы, работники низшего звена – слесари, токари, сварщики, уборщицы, электрики, должны ежедневно проходить унизительную процедуру – тест на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, утром и вечером. Причём, это прописано в коллективном договоре для работников предприятия. Но почему эту процедуру не проходят все работники? Даже мастера не проходят тест, не говоря уже о бухгалтерах, кадровиках, секретаршах, экономистах, замах директора, начальницах маршрутов… Либо всё, либо ничего. Мы – не второй сорт, мы люди! – отмечают возмущённые сотрудники «Яргорэлектротранса».
Само собой, люди говорят и о крайне плачевном состоянии подвижного состава. Как известно, износ трамваев составляет свыше 77%, а троллейбусов – почти 90%. И, как отмечают работники, чтобы собрать один трамвай, приходится разбирать другой, переставляя запчасти со старого на новый. Все проблемы сотрудники предприятия изложили в письме, оставив под ним почти полсотни подписей, и в ходе встречи передали его Эльхану Мардалиеву. Депутат-коммунист уже взялся за решение вопроса.
— «Яргорэлектротранс» обеспечивает все пассажирские перевозки электротранспортом на территории города. Это, без преувеличения, стратегическое предприятие, которое выполняет важнейшую социальную функцию. Поэтому его необходимо поддерживать и развивать. А это невозможно без обеспечения нормальных условий труда. Непонятно, почему руководство АО «ЯрГЭТ» не решает эту задачу. Люди доведены до отчаяния. Оставлять ситуацию такой, как есть, ни в коем случае нельзя. Мною уже направлены запросы в трудовую инспекцию и правительство области, к которому с 1 января переходят полномочия по обеспечению работы общественного транспорта в Ярославле. А в ближайшее время должна состояться встреча с мэром Артёмом Молчановым, на которой мы обсудим варианты решения возникшей проблемы, — рассказал Эльхан Яварович.
Встреча должна состояться до Нового года. Помимо ситуации в АО «ЯрГЭТ», заместитель председателя фракции КПРФ намерен обсудить на ней ситуацию с домом № 3 корпус 2 по улице Нефтяников (по стенам которого пошли трещины) с целью скорейшего выполнения его капитального ремонта, и ряд других актуальных вопросов.
А. Федоров