Через считанные дни исполнится ровно год со старта так называемой транспортной реформы в Ярославле и пригородном Ярославском районе. Запуская её, власти обещали пассажирам быстрое решение едва ли не всех существующих проблем под лозунгом «Надёжность, безопасность, комфорт». Однако по факту предварительными итогами нововведения стала ликвидация старейшего муниципального транспортного предприятия областного центра – «ПАТП-1», массовый исход местных перевозчиков и резонансные уголовные дела в отношении «кураторов» реформы. Но самое главное: простые люди, вопреки ожиданиям, так и не увидели ничего из того, что было обещано региональными руководителями.
Работа пассажирского транспорта продолжает оставаться в списке самых серьёзных проблем, волнующих ярославцев. Об этом прямо свидетельствует анализ жалоб в социальных сетях, по которым регулярно отчитываются в ходе открытых совещаний в мэрии Ярославля. Впрочем, такие обращения известны уже далеко за пределами городской и областной администрации. Дошло до того, что о них узнали даже в Совете Федерации. На прошлой неделе там проходили Дни Ярославской области. Региональные руководители во главе с губернатором попытались преподнести мероприятие с соответствующим апломбом.
Но вместо «медных труб» нарвались на критику. Спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко публично озвучила несколько нелицеприятных фактов по мотивам жалоб людей, касающихся работы общественного транспорта в «Столице «Золотого кольца»: «Делаете большое дело, а ложка дёгтя часто портит бочку мёда. 40 минут ждали 5-й троллейбус, 93-й автобус ходит редко, в 94-м была толкучка и так далее. У вас частные перевозчики? Призовите к ответу. Контроль должен быть со стороны властей. Не забывайте об этом».
Разумеется, эти примеры далеко не единственные, и случаев нарушений в разы больше. Притом, они касаются всех направлений работы: и надёжности, и комфорта, и безопасности. Притом, нарушения в массе своей происходят со стороны иногородних перевозчиков. Так, даже через год после запуска реформы они не смогли полностью отладить расписание движения. От людей постоянно поступают жалобы на несоблюдение графика работы тех или иных автобусов и срывы рейсов. В качестве одного из последних примеров крупного сбоя можно привести ситуацию в конце января, когда были зафиксированы массовые задержки рейсов заволжского и ряда других направлений.
Главной причиной стали поломки новых машин. По словам областного министра транспорта Мурата Баснукаева, у перевозчика вышли из строя порядка 40 единиц подвижного состава. После морозов в начале года количество поломок увеличилось. Ещё одной причиной стала нехватка водителей. Власти и перевозчики не могут решить этот вопрос уже несколько месяцев. При этом, пока в Ярославле работало «ПАТП-1», подобных вещей не было (во всяком случае, массово). Так что обеспечить надёжность пока не получилось. То же самое касается комфорта. Пассажиры повсеместно отмечают неудобство новых автобусов, озвучивая конкретные претензии: узкие проходы, крутые небезопасные лестницы в салоне, постоянно не работающий климат-контроль, рывки во время движения, самопроизвольно закрывающиеся двери и другие. В последнее время с наступлением весны к ним добавился внешний вид машин: они очень грязные. Притом, грязь присутствует не только снаружи, но и внутри. А замена класса автобуса на некоторых маршрутах (наиболее известные примеры – 94с, 65, 33 и несколько других), из-за чего пассажиры вынуждены ехать буквально как сельди в бочке, давно стала притчей воязыцех.
Но главной проблемой оказалась безопасность новых автобусов. Точнее, небезопасность. Поскольку с начала их массового использования в городе резко увеличилось количество ДТП с участием общественного транспорта. Что полностью подтверждается статистикой ГИБДД. Всего на территории региона в 2023 году в общей сложности произошло 196 ДТП с участием автобусов, что по сравнению с 2022 годом больше почти в два раза! В результате этих аварий 7 человек погибли и 258 получили ранения. Рост по пострадавшим – 90%. Притом, непосредственно по вине водителей автобусов произошло 87 ДТП, а рост составил 65%. В них 2 человека погибли и 119 получили ранения. Подавляющее большинство таких ДТП было зарегистрировано как раз в Ярославле (70 ДТП, рост по сравнению с 2022 годом – более 50%).
Наиболее распространёнными нарушениями правил дорожного движения при совершении ДТП по вине водителей автобусов стали: несоблюдение скоростного режима, нарушение правил перестроения, не предоставление преимущества передвижения, нарушение правил перевозки людей, неправильный выбор дистанции, проезд пешеходного перехода. Есть примеры, когда водители находились в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Показательно, что рост ДТП отмечается с лета 2023 года. То есть как раз с того момента, когда в Ярославле началась полноценная реализация транспортной реформы. При этом, реализация предложенных по линии ГИБДД мер по снижению ДТП и аварийности в целом ряде случаев так и не была выполнена со стороны органов исполнительной власти. С учётом широкого общественного резонанса и высокой социальной значимости темы, депутат Муниципалитета Ярославля от КПРФ Евгения Овод предложила отдельно рассмотреть вопрос об обеспечении безопасности работы общественного транспорта и выработать соответствующие меры по её повышению.
— В апреле будет год транспортной реформе. Вопрос безопасности в автобусах стоит очень остро. Статистика Управления МВД России по Ярославской области прямо указывает на увеличение количества ДТП с участием общественного транспорта. Что оказывает непосредственное влияние на безопасность пассажиров. Хотелось бы заслушать вопрос и узнать информацию о реализации мер, предложенных ГИБДД. Считаю, что он не должен быть замылен. Это очень важно для ярославцев! – заявила Евгения Овод.
В итоге было принято решение вынести указанный вопрос для рассмотрения на ближайшем заседании профильной комиссии Муниципалитета Ярославля. Кроме того, на 5 апреля в комитете областной Думы по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог по инициативе заместителя председателя думской фракции КПРФ Валерия Байло запланировано обсуждение итогов работы городского автомобильного и наземного электрического транспорта за 2023 год, по итогам которого также будут выработаны рекомендации в адрес исполнительной власти.
Иван ДЕНИСОВ.