Суровое время диктует необходимость мобилизации страны и общества. Однако далеко не все с этим согласны. За десятилетия либерального разгула в России появилось много людей, привыкших жить «не напрягаясь». И вот зампред Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков решил порадовать эту часть общества, которую, возможно, числит своими избирателями.
«Когда сын узнал, что я стал депутатом, сразу попросил написать закон, который отменит «домашку», — цитирует Даванкова РИА «Новости». — Это мировой опыт. Уверен, что разгрузка детей и учителей пойдёт на пользу всем». Он также призвал увеличить число кружков по робототехнике, 3D-моделированию, нейросетям и программированию.
В общем, известный сегодня подход: надо радоваться, не надо напрягаться. Кстати, есть информация, что Даванков собрался идти в столичные мэры. Ясно, что заявление это — дешёвый популизм в преддверии избирательной кампании.
Нет сомнений в том, что в нашем обществе найдётся немалая прослойка людей, которые горячо одобрят отмену домашних заданий в школе. И мы с вами хорошо знаем их, регулярно сталкиваемся с ними в разных сферах жизни, в том числе и на родительских собраниях в школе. Это люди с завышенными требованиями к окружающим и весьма невысокими — к себе, любимым. То есть, по-простому, граждане, которым все должны. Те самые квалифицированные потребители, которых заботливо взрастили по заветам не к ночи будь помянутого бывшего министра образования, а ныне помощника президента РФ Андрея Фурсенко.
Попробуем бегло накидать пару портретов таких родителей — ненавистников «домашки». Это мамочка, которая легко может отличить «Айфон 14 про» от «Айфона 12» и подробно рассказать о преимуществах косметики «Фаберлик». Но она приходит в неистовство, когда сынишка просит помочь решить квадратное уравнение, потому что в школе эту тему «прошла мимо».
Это папочка — поклонник европейского или японского автопрома, который однажды даже смог сам заказать в интернет-магазине расходники для техобслуживания своей повозки и при этом ошибся всего в одном наименовании. Он знаток истории из серии «110 миллионов расстрелянных лично Сталиным», но, когда дочка просит объяснить предпосылки формирования централизованного Русского государства, впадает в ступор, потому что сам в школьные годы эту тему прогулял.
К школе у этих людей подход истинно фурсенковский, то есть потребительский. Это не я скверный родитель, который ежеминутно подаёт пример жизни «без напрягов», — это школа плохо воспитывает. Это не я троечник, который забыл 90% пройденного на уроках в момент вручения аттестата, — это учителя слишком «грузят» моего зайчика науками, которые в жизни ему никогда не будут нужны. И вообще в школе должно быть всегда весело и интересно, а если не так, то это плохая школа, а педагоги — бездари.
Однако у нас свой взгляд на этот вопрос. Учёба — это главное занятие в жизни любого человека от момента рождения и до окончания жизненного пути. И по большей части учится человек сам, если, конечно, он этого хочет. Как говорил автору этих строк его университетский преподаватель по философии, «мозги тоже должны потеть». Учёба — это труд. И одна из задач школы в нормальном, здоровом обществе — научить ребёнка трудиться. Школа или вуз — это не цирк, где всегда весело. И преподаватель — не аниматор на новогоднем утреннике в детсадике.
Государство может создать для обучения благоприятные предпосылки, превратить знания в культ, познание — в соревнование. Тогда получаются такие вещи, как прорыв в космос. Но можно искалечить систему образования, уничтожить репутацию преподавателя, отменить домашние задания и создать рай для неучей. И нет сомнений в том, что неучи такой подход горячо одобряют.
Но вот беда: господин Даванков что-то про нейросети говорил? Однако их создают отнюдь не троечники. Зато нейросети легко могут оставить без работы «креативных» менеджеров или дизайнеров из числа неучей, потому что уже сегодня многое делают лучше них.
Михаил КОСТРИКОВ.