До революции Рыбинск был купеческим городом. И вот теперь у нас вовсю носятся с рыбинским дореволюционным купечеством. Например, вся экспозиция Рыбинского художественного музея почти полностью посвящена быту рыбинских купцов.
Купцов превозносят до небес – и честными они были, и патриархальными, и благочестивыми, и семьянины, и благотворители, жертвовали и на церковь, и на бедных.
Однако и из художественных произведений, и из исторических документов вырисовывается совсем другая картина. Гоголь, Островский, Салтыков-Щедрин и Мельников-Печерский показали купца, каким он был на самом деле – мирской надувала, алчный выжига для своих работников, самодур в дому, чванливый и тщеславный, высокомерный с бедными, угодливый перед знатью, прикрывающий свою порочность показным благочестием.
Рыбинские купцы не составляли исключения. Одного такого рыбинского купца и владельца пивного завода, Ивана Ивановича Дурдина, Салтыков-Щедрин вывел в своем очерке «Тряпичкины-очевидцы» под именем купца Ивана Ивановича Тр. – необузданного и дикого самодура. Тр. живет на широкую ногу, швыряет деньги, устраивает кутежи и куражится над кем попало. Его любимая потеха — издеваться, глумиться и унижать всех, кто не может дать отпор. По воспоминаниям современников, именно таков и был Иван Дурдин.
Смачно описал рыбинских купцов и Иван Аксаков, известный славянофил, сын писателя Сергея Аксакова. По служебным делам ему приходилось много путешествовать. Жил он и в Рыбинске, где и имел возможность наблюдать за местными купцами. Вот что он о них пишет: «эти бороды, строго пост соблюдающие, — подлецы страшные! … счастливы и горды, если какой-нибудь «его превосходительство» (дурак он или умен — это все равно) откушает у него и из-за ласок знатных вельмож готов сделать все, что угодно, а уж медали и кресты — это им и во сне видится… чем более обращаюсь я с купцами, тем сильнее чувствую к ним отвращение … Самый образ жизни их противен… ничего не читают, кроме «душеспасительных книг», но это чтение нисколько не сбавляет с них спеси и тщеславия… Ни один богач не пожертвовал денег — хоть на украшение города, напротив того — эти богачи так жадны к деньгам, что дорожат каждым грошом. Здешний аристократ-купец, пресловутый Федор Тюменев… устроил, напр<имер>, на самом видном месте, почти рядом с церковью, кабак — в «Красном гостином ряду»…»
О плутовстве и бессовестных махинациях рыбинских купцов писала выходившая с 1864 года газета «Рыбинский листок». Начала газета с того, что высмеяла их угодливость – описала, как они встречали прибывшее на пароходе «высшее начальство», некоего чиновника из департамента путей сообщения — выстроились в ряд на пристани с хлебом-солью и тремя стерлядями, и едва завидели на горизонте дымок того парохода, на котором ехало начальство, уже поснимали шапки и стояли с обнаженными головами все время, как пароход медленно приближался к Рыбинску. Кроме того, газета описывала мошенническую механику вздувания и сбивания цен, к которой прибегали рыбинские купцы, а также прочие их шашни. В частности, рассказывалось, каким образом отдельные богачи сколотили свое состояние – такими способами, которые кратко именуются «уголовщиной».
Купцы, конечно, этого не могли стерпеть. Они послали министру внутренних дел просьбу – закрыть ненавистный им «Рыбинский Листок». Затем объявили газете настоящую войну, буквально бомбардировали различных сановников, министерства и департаменты просьбами закрыть «Рыбинский листок». Через два года их стараниями газета была закрыта.
Как видим, исторические факты показывают рыбинских купцов в самом отвратительном свете – наглые и циничные торгаши, бессовестные хищники, готовые на все ради выгоды. Почему же рыбинские власти так носятся с ними и превозносят их до небес?
Не потому ли, что они сами похожи на дореволюционных торгашей – алчностью, презрением к простому народу, готовностью его безжалостно и цинично грабить?
Алан Каримов
Борис Кустодиев «Купец». 1918 г.