25 января состоялось первое в новом году заседание думского комитета по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог, открывшее весеннюю сессию областного парламента. Депутатам предстояло рассмотреть планы по реализации трёх важнейших программ на 2022 год (жилищной, транспортной и по благоустройству), которые буквально с первых минут вызвали немало злободневных вопросов.
При утверждении повестки выяснилось, что самую сложную программу «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» предложено снять с рассмотрения из-за отсутствия докладчиков. Руководство и сотрудники профильного департамента ЖКХ ушли на карантин из-за новой волны коронавируса. Между тем, в прошлом году при исполнении этой программы возникли наибольшие проблемы. Несколько объектов (например, дворы в Дзержинском районе Ярославля и проект «Озёрная гривка» за Волгой) так и не были завершены. Допустить подобного сценария в нынешнем сезоне никак нельзя.
— Памятуя, как мы заканчивали прошлый период, у меня вызывает серьёзное опасение реализация программы. Поэтому не стоит откладывать вопрос в долгий ящик, необходимо максимально оперативно его рассмотреть! – призвал заместитель председателя комитета, депутат-коммунист Валерий Байло.
В результате было принято решение вернуться к теме на ближайшем заседании комитета, либо провести внеочередную встречу. Далее депутаты перешли к обсуждению программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области». В общей сложности, на неё заложено 2 миллиарда 373 миллиона рублей. Большое направление в рамках программных мероприятий – ликвидация аварийного фонда. Дело движется, но не без проблем. Есть трудности в Ростове, Некоузском районе и других муниципальных образованиях, где не могут найти подрядчиков для строительства домов. В планах на 2022 год – расселение более 12 тысяч квадратных метров жилья.
Продолжится оно и в посёлке Красный Профинтерн, где находится знаменитый «Дом сорока». По словам директора областного департамента строительства, сегодня в здании никто не проживает, доступа в помещения нет. Но владельцы квартир имеют право на законное возмещение. Коммунисты ни один год защищают интересы жителей, и эта работа постепенно даёт плоды. В текущем году из бюджета выделено более 10 миллионов рублей, за счёт которых расселят 347 квадратных метров жилья. Меры поддержки затронут 13 человек. Впрочем, это не конец истории, поскольку в доме останется ещё порядка 700 метров помещений. Депутаты фракции КПРФ продолжат держать ситуацию на контроле. Другой острый вопрос касался поддержки молодых семей в приобретении жилья. В новом году на эти цели заложено чуть более 80 миллионов рублей, что позволит получить помощь 76 участникам программы.
— Меня интересует динамика численности молодых семей в Ярославской области в плане получения жилья, а также средний срок ожидания такой поддержки. Если очередь растёт, сроки увеличиваются, то каковы перспективы дополнительного финансирования программы? – спросил Валерий Байло.
По информации чиновников, ситуация остаётся плачевной. В очереди стоят 1100 молодых семей, а средний период ожидания поддержки увеличился, и теперь составляет 10 лет. При этом, финансирование из федерального бюджета не меняется в течение двух лет и по сравнению с 2020 годом снизилось в пять раз! В связи с чем, Валерий Байло предложил проработать вопрос привлечения дополнительных средств для оказания государственной поддержки молодым семьям. Эта рекомендация в адрес правительства области была отражена в итоговом решении комитета. Также парламентарии рекомендовали исполнительной власти полностью выполнить мероприятия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Далее депутаты обсудили программу развития транспортного комплекса в Ярославской области. В этом году на неё предусмотрено 2,1 миллиарда рублей – существенно больше, чем в прошлом. К сожалению, в этой сумме вновь не нашлось ни одного рубля на подпрограмму развития рынка газомоторного топлива. Её реализация предполагает два основных направления: создание сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, которых у нас очень мало, а также переоборудование и закупка автотранспорта, работающего на газе.
Валерий Байло, который неоднократно поднимал данный вопрос в прошлые годы, ещё раз напомнил присутствующим: помимо денег, которые предприятия смогут сэкономить на бензине, переход на «голубое топливо» окажет положительное влияние на экологию. По предварительным подсчётам, в результате перевода транспорта, дорожной, коммунальной, строительной и сельскохозяйственной техники на газ, уровень выбросов оксида углерода снизится в 1,5 – 2 раза, оксида азота – в 2 раза, углеводородов – в 1,5 – 3 раза, а затрат на топливо – на 35-40%.
— В прошлом году мы принимали решения, говорили о привлечении внебюджетных источников, расширении сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и даже о приобретении автобусов, работающих на компримированном газе. А сегодня на эти цели вновь не заложено ни копейки. Правительство как-то будет реализовывать эту программу? – поинтересовался Валерий Иванович, акцентировав внимание на необходимости выделения бюджетных денег и более активном взаимодействии с инвесторами.
По словам заместителя директора департамента транспорта, для реализации мероприятий подпрограммы предусмотрена федеральная субсидия. Однако деньги выделяются определённому количеству субъектов. Правительство области обращалось в Министерство энергетики России, чтобы наш регион попал в этот перечень. Однако получило отказ. Хотя никаких внятных причин данного решения озвучено не было. Да и обращение, судя по всему, направляли всего один раз. Есть подозрение, что работу просто «спустили на тормозах». Переговоры с инвесторами также не пошли дальше «деклараций о намерениях». Такой подход не устроил членов комитета. В результате чиновникам было настойчиво рекомендовано обеспечить актуализацию и выполнение программы «Развитие рынка газомоторного топлива в Ярославской области». Решение комитета уже направлено для рассмотрения в правительство области.
Иван ДЕНИСОВ.