В Ярославской области второй год реализуется программа расселения аварийного жилья. Как водится, отчёты власти полны бодрости и оптимизма, а придворные СМИ наперебой галдят про строительство новых домов и перевыполнение планов. Вместе с тем, в перспективе до 2025 года (именно на этот срок рассчитаны мероприятия по переселению граждан), имеющиеся цифры выглядят очень бледно, а сама программа таит много подводных камней, о которые легко могут разбиться все благие намерения.
При беглом взгляде параметры областной программы выглядят впечатляюще. В планах на шесть лет – расселение почти 100 тысяч квадратных метров непригодного жилья и улучшение условий проживания более 6 тысяч жителей нашего региона. На это предусмотрена внушительная сумма – свыше 4 миллиардов 300 миллионов рублей. Притом, львиную долю этих средства (4 миллиарда 132 миллиона) даёт федеральный бюджет. Однако при более внимательном изучении и анализе проблемы возникает масса вопросов.
Во-первых, в программу попадают только те дома, которые признаны аварийными до 1 января 2017 года. Однако после этой даты здания ветшать не перестали. Уже сегодня их количество на территории Ярославской области превышает заявленные цифры примерно в полтора раза. И это только те случаи, по которым было принято официальное решение. А сколько «объектов» долгие годы остаются не учтёнными, поскольку власти намеренно занижают количество «аварийки»! Один из таких примеров (дом по улице Колышкина, 64 в Заволжском районе областного центра) на днях привела депутат фракции КПРФ в Муниципалитете Ярославля Наталия Бобрякова. Здание признали аварийным лишь после проведения независимой экспертизы, которая показала, что власть «не досчитала» 2% износа.
Во-вторых, на сегодняшний день при всех «ускорениях» власти расселили лишь около 11 тысяч «квадратов» (то есть выполнили только десятую часть от плана). Между тем, два года программы практически позади. И чтобы уложиться в срок, отныне придётся ежегодно сдавать по 15-20 тысяч квадратных метров жилья.
Такая же история – с финансированием. Если сложить плановые цифры расходов за 2019 и 2020 годы, получится чуть больше 800 миллионов рублей, то есть, менее 20% от общего объёма. Каким образом власти планируют уложиться в график, пока непонятно. Не иначе, на последних этапах придётся вводить «вал по плану».
В-третьих, в прошлом году программу реализовывали только в 4 муниципальных образованиях региона – Ярославле, Пошехонье, Угличе и Мышкине. В нынешнем сезоне количество участников расширено до десяти. Однако в четырёх районах (Гаврилов-Ямском, Любимском, Ростовском и Рыбинском) и двух городах (Рыбинске и Переславле-Залесском) программа стартует лишь в 2022 году, а в Брейтовском районе – и вовсе в 2023. До этого времени ни одного непригодного для проживания метра там расселено не будет. Более того, сегодня органы местного самоуправления фактически исключены из процесса — основные организационные функции возложены на правительство региона. А люди на местах сталкиваются с серьёзными проблемами, о которых рассказала депутат фракции КПРФ в Ярославской областной Думе Елена Кузнецова:
— Прежде всего, они касаются получения нового жилья взамен расселенного. Несколько лет назад, на первом этапе программы, её участникам предоставлялись равноценные по площади помещения без дополнительных обязательств. В настоящее время за квартиры в аварийных домах гражданам выплачивают денежное возмещение. Его размер определяют в соответствии с 32 статьёй Жилищного Кодекса Российской Федерации, куда в самом конце прошлого года были внесены изменений. Конечно, в расчёт принимается не столько цена самого жилья, сколько стоимость земельного участка. Однако для покупки благоустроенных квартир в новом доме данных средств, как правило, всё равно оказывается недостаточно. В результате, разницу жители вынуждены оплачивать самостоятельно. А с учётом того, что собственниками жилых помещений в аварийном жилищном фонде часто являются малоимущие граждане, решение указанной проблемы для них не представляется возможным.
Правда, тот же федеральный законодатель позволяет региональным властям устанавливать для граждан дополнительные меры поддержки. К примеру, субсидию для частичного покрытия расходов на покупку другого жилья или денежную компенсацию на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту. Однако это – право, а не обязанность. И сотни людей из-за таких «подводных камней» попросту могут остаться у разбитого корыта.
Коммунисты уже взяли вопрос на контроль. Елена Кузнецова направила в областной департамент строительства запрос и потребовала предоставить данные о том, является ли размер денежного возмещения за жилые помещения в аварийных домах достаточным для приобретения равноценного нового жилья, а также сведения о предоставлении субсидий и компенсаций для участников программы на территории Ярославской области. Впоследствии депутаты от КПРФ намерены вынести вопрос на заседание профильного комитета регионального парламента.
Иван ДЕНИСОВ.