О «СЫРЫХ» ИНИЦИАТИВАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ

1-5

В последний день второго осеннего месяца состоялось очередное заседание Ярославской областной Думы, третье по счёту в новом созыве. Повестка дня включала два десятка пунктов, но основные споры развернулись вокруг поправок в бюджет и перераспределения полномочий между органами местного самоуправления. В итоге к обоим вопросам предстоит повторно вернуться в ближайшее время.

Разные приоритеты бюджета

К концу октября из правительства поступили очередные поправки в основной финансовый документ региона. Общий объём расходов увеличился без малого на 2,4 миллиарда рублей и теперь составляет почти 134,4 миллиарда. При этом, дефицит вырос до внушительных 8,95 миллиарда. Основные изменения касались трёх главных статей. 368,5 миллиона рублей потратят на капитальный ремонт тепловых сетей в Тутаеве. Работы затронут участок магистрального теплопровода протяженностью 4,3 километра. Решение необходимое, особенно с учётом того, что район оказался в числе 4 муниципальных образований Ярославской области, не получивших к началу октября паспорта готовности к отопительному сезону. Вот только весьма запоздалое. Как-никак, на дворе ноябрь. И ремонтировать теплосети под снегом как-то поздновато.

Ещё 1 миллиард рублей за счёт специального казначейского кредита будет направлен за закупку новых автобусов для Рыбинска и Рыбинского района. С учётом собственных средств региона, в общей сложности планируется приобрести порядка 140 единиц подвижного состава. Сделать это необходимо до 1 февраля 2024 года. По словам министра финансов Алексея Долгова, автобусы могут предоставить в аренду частным перевозчикам. Что, по мнению чиновников, снизит расходы казны на оплату транспортной работы. Откровенно говоря, подход более чем странный. Зачем закупать новый транспорт, чтобы потом отдать его сторонним коммерсантам, пусть даже на условиях аренды?

Не проще ли передать машины на баланс своего государственного предприятия, того же «Ярославского АТП» (тем более, что износ подвижного состава там составляет 90%), и развивать его на благо жителей региона? Да и контролировать такую работу будет куда проще. Увы, ответа на этот очевидный вопрос в правительстве не дали. Также не вполне понятна судьба 39 автобусов, в июне переданных Рыбинску из ликвидированного «ПАТП-1» Ярославля. Машины 2019 года выпуска в своё время были куплены в лизинг. И сегодня для его погашения второму по величине городу области выделена многомиллионная субсидия из региональной казны. Платежи должны идти до конца января 2024 года. Каким будет дальнейшее использование техники  в связи с предстоящим обновлением парка, власти не пояснили.

Наконец, третья статья расходов связана с продолжением ремонта дорог. На эти цели также выделен 1 миллиард рублей. А с учетом ранее привлеченного кредита в размере 2 миллиардов на территории региона в этом году будет дополнительно отремонтировано 77,6 километра магистралей. Средства, предусмотренные поправкой, направят на приведение в нормативное состояние  дорог «Данилов – Пошехонье», «Сергиев Посад  – Калязин – Рыбинск – Череповец», «Москва – Архангельск» – Алевайцино — Воронино – Петровское. Вместе с тем, отдельные расходы, имеющие первостепенное значение, почему-то остались за рамками внимания губернаторских финансистов. О чём напомнила председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова:

Дополнительный ремонт дорог на 1 миллиард рублей – это, безусловно, хорошо. Но как правительство намерено выполнять план по предоставлению жилья для детей-сирот? Мы на комитете по образованию коснулись этого вопроса. В 2023 году были планы предоставить жильё 200 молодым людям – это квартиры плюс сертификаты. А сейчас речь идёт только о 33 квартирах и 72 сертификатах. Получается выполнение плана только на 50%. Сезон заканчивается. Как исполнительная власть планирует выйти на цифру, озвученную в начале года? Потому что в очереди уже почти 2,5 тысячи человек!

Алексей Долгов поспешил заверить, что в правительстве каждую неделю слушаются доклады профильных структур, отвечающих за закупки, и план обязательно будет выполнен по обоим направлениям поддержки. Однако слова главного финансиста вызывают большие сомнения. Поэтому Елена Кузнецова обязательно вернётся к вопросу обеспечения жильём детей-сирот в декабре.

 Передать нельзя оставить: где поставить запятую?

Оживлённую дискуссию вызвал проект закона, предусматривающий исключение из числа вопросов местного значения сельских поселений Ярославской области осуществление дорожной деятельности. С 1 января 2024 года данное полномочие будет осуществляться муниципальными районами, притом как в части строительства и ремонта, так и в плане уборки дорог. Содержательная часть документа укладывалась буквально в одно предложение. Тем не менее, он вызвал вал вопросов парламентариев, рождённых из повседневной практики.

Кем будут определяться объекты для ремонта и объёмы содержания автомобильных дорог в сельских населённых пунктах? И есть ли сегодня возможности у муниципальных районов по контролю над всей этой работой? – поинтересовался депутат-коммунист Валерий Байло.

Представляющая законопроект заместитель министра дорожного хозяйства Ярославской области Оксана Петрова ответила, что в понимании министерства принятые меры позволят усилить контроль качества и более эффективно расходовать деньги дорожного фонда. А также добавила, что объекты в сельских поселениях будут определять совместно с главами районов. По мнению чиновницы, у последних шире возможности для осуществления дорожной деятельности, а на самом районном уровне «больше профессионалов». Последний аргумент вызвал большие сомнения. На местном уровне и раньше был дефицит кадров. А после инициированного губернатором Михаилом Евраевым масштабного сокращения госслужащих людей и вовсе почти осталось. В итоге за борьбу со «второй российской беды» в отдельных районных администрациях отвечает буквально один человек. А кое-где эти вопросы и вовсе совмещены со сферой ЖКХ.

В плане содержания дорог возникают вопросы. Кто будет этим заниматься? Ведь на муниципальном уровне недавно прошли сокращения служащих. И насколько оперативно будет выполняться эта работа? Сами жители сёл и деревень признаются, что у них дороги порой чистят лучше, чем в райцентрах. Всё всегда было оперативно. Сейчас на этот счёт возникают опасения. И самое главное: что в принципе подвигло правительство к внесению законопроекта, и что не устраивает сейчас? – спросила председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова.

В ответ заместитель министра совершила небольшой экскурс в историю и рассказала, как в начале нынешнего сезона полномочия в части ремонта и строительства дорог в порядке эксперимента уже передавали от поселений в районы. По оценке министерства, последние справились с возложенными на них обязанностями неплохо. В плане содержания они также смогут заключать прямые договоры и проводить конкурсы. Правда, заданный депутатский вопрос об оперативности этой работы почему-то так и остался без ответа.

Петрова также отметила, что на будущий год для муниципальных районов сохранят весь объём субсидий из областного дорожного фонда, а ещё закупят технику на 400 миллионов рублей. Правда, что мешало сделать всё это без передачи полномочий, осталось непонятным. В завершении чиновница заверила, что сокращения штатов в поселениях не будет (странный посыл, ведь сокращать там уже в принципе некого) и рассказала о возможном создании муниципальных подведомственных структур, ответственных за уборку дорог. Но тут же подчеркнула, что пока это вопрос на перспективу.

Неоднозначно оценили законопроект и в профильном думском комитете по законодательству. Документ был направлен для отзывов самим муниципалам, и данные отзывы оказались диаметрально противоположными. Что прямо свидетельствует о слабой проработке инициативы со стороны правительства. На заседании Думы комитетом была внесена протокольная запись, подготовленная на основании предложений с мест. Органам исполнительной власти Ярославской области предлагалось учесть тот факт, что практика передачи дорожных полномочий на уровень районов хорошо зарекомендовала себя только при реализации крупных проектов, а также сохранить муниципальные предприятия поселений, выполняющие работы по содержанию дорог, использовать практику обратной передачи полномочий по зимней уборке на основании соглашений между ОМСУ, не допустить прекращения строительства и ремонта дорог в границах сельских населённых пунктов и увеличить субсидию на осуществление полномочий в связи с необходимостью привлечения специалистов в штат районных администраций. Валерий Байло подчеркнул, что все указанные предложения исходят из реальной повседневной жизни, а протокольная запись фактически нивелирует положения законопроекта в существующем виде. В связи с чем, депутат-коммунист предложил вернуть инициативу правительства на доработку.

Мы все прекрасно понимаем, что глава поселения, особенно если он избирается не первый раз, знает каждую тропинку ко всем деревням на своей территории. Имея те небольшие средства, которые поступают ему из дорожного фонда, он не только ремонтирует, но и содержит свои дороги. И, в отличие от районов, в поселениях есть возможность расходовать часть средств даже без проведения торгов.  А это весьма существенное преимущество. Есть оперативная необходимость убрать, почистить, отсыпать дорогу – глава делает это без проволочек. Вопрос в том, чтобы им помочь и увеличить это скромное финансирование. И тогда в поселениях вообще не будет никаких вопросов по дорогам. Если передадут полномочия, не будет оперативности. Будет социальный взрыв. Особенно, если зима окажется снежной. Моё предложение – не поддерживать внесенный законопроект, дополнительно его обсудить, проработать, и вернуться к рассмотрению в следующем году с учётом предложенных изменений! – призвал Валерий Иванович.

Несмотря на здравые аргументы парламентария, законопроект всё-таки был поддержан. Хотя отнюдь не единогласно. 35 депутатов выступили «за», 3 – «против», и 4 – воздержались. Вместе с тем, было принято решение поручить думским комитетам по законодательству и вопросам местного самоуправления и по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог взять на контроль исполнение принятых решений по перераспределению полномочий и в конце зимы отдельно рассмотреть этот вопрос.

А. Федоров

Комментарий “О «СЫРЫХ» ИНИЦИАТИВАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ

  1. Очень странное поведение правительства Ярославской области, губернатора Евраева при осуществлении «транспортной реформы», которые не смогли найти в бюджете несколько сот миллионов рублей на выведение из кризисного состояния основного ярославского пассажирского перевозчика ПАТП-1, оказавшегося в этой ситуации из-за разрушительных решений органов власти, и сейчас выделяют больше миллиарда рублей на продолжение «реформы», которые теперь пойдут на поддержку московских и питерских перевозчиков, окопавшихся в нашей области. Озвученные планы передать в аренду частникам закупаемые новые автобусы, свидетельствуют о профанации авторов этой идеи, которые, видимо, сами никогда не работали в этой сфере и не прибегли к советам профессионалов. Судьба этих новых автобусов не будет отличаться от того, что происходило десятилетиями в автотранспортных предприятиях. За 3-4 года арендаторы в погоне за высокой зарплатой, игнорируя правила эксплуатации транспорта, гоняясь за контролируемым коэффициентом выхода на линию, угробят автобусы и оставшийся до их списания срок рентабельность их работы будет нулевая, так как резко возрастут затраты на ремонт. У нас получается, что временщики во власти формируют временщиков на производстве. Какой же прогресс вы ожидаете?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *