ПАРАДОКСЫ БЮДЖЕТА-2024

В Ярославской областной Думе началось рассмотрение проекта закона о региональном бюджете на 2024 год. На минувшей неделе основные параметры казны обсудили на совещаниях с представителями правительства, а на этой предстоит изучение ключевых затрат по вопросам ведения в профильных парламентских комитетах. Основной финансовый документ получился весьма парадоксальным. С одной стороны, и доходы и расходы выросли по сравнению с параметрами, утверждёнными в прошлом году. С другой – существенно снизилась доля расходов на социальные нужды и значительно уменьшилось финансирование целого ряда важнейших госпрограмм. Так что принятие законопроекта однозначно будет непростым.

Проект бюджета на 2024 год внесли в Думу поздно вечером 1 ноября, а довели до сведения депутатов и того позднее. Обычно главный финансовый документ поступал в парламент в последних числах октября. Таким образом, губернаторские финансисты едва не нарушили требование законодательства. Впрочем, внесение важнейших инициатив в последний момент уже стало «визитной карточкой» областного правительства и показателем отношения к парламентариям. Что, безусловно, является недопустимым.

Основные параметры проекта казны будущего года на сегодняшний день следующие: доходы запланированы в сумме 120,4 миллиарда рублей, расходы – в объеме 117,6 миллиарда. Таким образом, впервые за много лет бюджет внесён с профицитом, который составляет 2,77 миллиарда. Напомним, что в проекте основного финансового документа региона на 2023 год первоначальные цифры поступлений составляли 98,4 миллиарда, а затрат – 100,5 миллиарда рублей. Таким образом, показатели достаточно существенно выросли.

Губернатор Михаил Евраев посчитал это признаком развития области: «Бюджет на предстоящий трехлетний период сбалансирован. В проекте документа заложен такой принцип, как финансирование не только всех принятых социальных обязательств, но и актуальных приоритетов для развития Ярославской области и расширения ее инфраструктуры». Но так ли всё на самом деле прекрасно, как спешит представить глава региона? Увы, разделить этот оптимизм никак нельзя. Как минимум, по трём основным причинам.

Во-первых, у Ярославской области остаётся очень большой государственный долг. По последним данным, опубликованным министерством финансов, он составляет 51 миллиард 157,3 миллиона рублей. И, судя по проекту бюджета, сокращать его не думают. Во всяком случае, в документ чётко указано, что верхний предел государственного внутреннего долга региона на 1 января 2025 года установлен в сумме 52 миллиарда 218,15 миллиона рублей. А говорить о каком-либо развитии, имея за плечами такую долговую кабалу, вряд ли правомерно.

Во-вторых, значительно сокращается доля расходов на отрасли социальной сферы: здравоохранение, образование, соцзащиту, культуру и спорт. В проекте бюджета она составляет всего 54% от общего объёма расходов или 63,5 миллиарда рублей. Обычно эта цифра всегда была выше 60%, а в иные годы составляла две трети затрат казны. Видимо, у правительства Евраева другие приоритеты. И с финансированием «всех принятых социальных обязательств» с подобным подходом могут возникнуть существенные проблемы.

В-третьих, снижено финансирование по целому ряду ключевых направлений. Бюджет верстается по так называемому программно-целевому принципу. И практически все расходы распределяются через соответствующие государственные программы Ярославской области. Всего их три десятка. Из них как минимум треть оказалась существенно «обрезана». Притом, по сравнению как с первоначальной, так и с действующей редакцией бюджета текущего года.

К примеру, на государственную программу «Развитие здравоохранения в Ярославской области» в проекте на предстоящий год заложено 14,9 миллиарда рублей. В то же время, в первой редакции основного финансового документа на нынешний год эта сумма составляла без малого 15,8 миллиарда, а в настоящее время достигла почти 18 миллиардов. Та же история – с программой «Социальная поддержка населения». Сейчас на неё выделяют 13,8 миллиарда, в то время, как год назад цифра была 14,7 миллиарда, а сейчас – 15,1 миллиарда. Наконец, программа «Развитие физической культуры и спорта» уменьшилась по сравнению с первоначальными параметрами казны на 919 миллионов рублей, а по сравнению с актуальной редакцией – и вовсе на 1 миллиард 745 миллионов.

Заметные сокращения идут и вне социального сектора. Так, государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем» по сравнению с прошлогодними цифрами уменьшается на 1 миллиард 780 миллионов рублей, программа «Обеспечение качественными коммунальными услугами» – на 1 миллиард 252 миллиона, программа «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» – на 774 миллиона 884 тысячи. На 249 миллионов 334 тысячи «обрезается» программа «Местное самоуправление». Секвестрируются программы развития промышленности, сельского и лесного хозяйства.

Таким образом, как мы видим, финансирование уменьшается едва ли не по всем основным направлениям. Что в связи с указанным выше ростом доходов является не только непонятным, но и нелогичным. В связи, с чем депутаты фракции КПРФ при обсуждении проекта бюджета обязательно поднимут все указанные проблемные вопросы и приложат максимум усилий для их решения. Рассмотрение основного финансового документа в первом чтении запланировано на 21 ноября.

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “ПАРАДОКСЫ БЮДЖЕТА-2024

  1. Основные выборы в Ярославской области завершились, плюс значительные затраты на СВО, поэтому финансовая подпитка области из федерального бюджета сокращается. На показушных мероприятиях растущую экономику не построишь, достаток народу не обеспечишь. Да и расходная часть бюджета должна быть более разумной. Вполне можно обойтись без масштабной подсветки зданий, не обязательно за 5 млн. рублей покупать новую ёлку на Советскую площадь, строить на площадях катки. Куда разумнее поступала советская власть: катки заливали на стадионах. Наши «эффективные» управленцы уничтожили стадион «Локомотив», на стадионе «Шинник» планируют устраивать концерты, но не каток. Уплотнительная застройка не даёт возможности реально создавать комфортную городскую среду. Катастрофически сокращаются зелёные насаждения, зоны отдыха, места для прогулок. Уменьшение финансирования здравоохранения вызовет рост заболеваемости и смертности населения, дальнейшее отставание по этим показателям от лучших регионов страны. Буржуазная власть думает о благополучии богатых, остальные должны просто выживать. В Советском Союзе бюджет обеспечивал развитие страны, повышение благосостояния народа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *