Накануне во всех цехах Романовской льнопрядильной фабрики появились листовки, призывающие рабочих в день 1 Мая бросить работу и организованно выйти на улицу. Листовки переходили из рук в руки, рабочие читали их украдкой, чтобы не заметили хозяйские ищейки: смотрители и мастера.
Появление листовок встревожило администрацию фабрики, и она решила не допустить проведения маевки. Директор фабрики Штуцер договорился с надзирателем полиции Зеленковым разогнать рабочих и просил выслать стражников. В ночь под первое мая полицейские произвели массовые обыски на квартирах рабочих, которые были «на подозрении».
Однако обыски ничего не дали. Социал-демократическая группа при помощи учителей фабричной школы продолжала усиленно готовиться к маевке.
День 1 Мая выдался солнечным, теплым. В 11 часов раздался гудок. И вслед за ним по ткацкому цеху прозвучали голоса передовых рабочих: «Останавливать станки!»
Во двор фабрики первыми вышли ткачи, за ними чесаля, потом покинули цех прядильщики и рабочие остальных цехов. Все вышли за ворота и ждали там рабочих второй смены.
Начался митинг. Оратор был приезжий. Вдруг кто-то крикнул: — Стражники!
От лесного склада мчались на конях стражники с нагайками. Митинг был прекращен. Оратор Скрылся в толпе рабочих. Но разогнать митинг стражникам не удалось, их было мало. Они ускакали и скрылись в соборной ограде.
Над возбужденным народом взвился красный флаг и поплыл над головами рабочих, остановившись в передних рядах. Кто- то запел: «Смело, товарищи, в ногу, духом окрепнем в борьбе…». Песню подхватили, и народ с ней двигался по набережной Волги. Свернув у старого лабаза, люди вышли на Рыбинскую улицу (теперь ул. Луначарского) и направились к базару.
Стражники не решились разогнать демонстрацию.
Кто-то пустил слух, что рабочие станут громить лавки. Лавочники испугались и, прекратив торговлю, со страхом ожидали погрома.
Директор фабрики Штуцер звонил надзирателю и настоятельно требовал принять меры к «бунтовщикам». Но надзиратель сделать ничего не смог. Рабочие подошли к полицейскому управлению. Полицейские, чувствуя свое бессилие остановить работах, не решались вступать с ними в схватку. Сбившись в кучу, они стояли у здания полиции.
Навстречу рабочим вышел надзиратель полиции Зеленков и, угрожая оружием, потребовал разойтись и приступить к работе. Демонстранты окружили его и увлекли за собой. Он не успел даже отдать распоряжения полицейским.
Демонстранты прошли до отлогого взвоза, спустились по нему, вышли на набережную и разошлись.
Рабочие на этой демонстрации хорошо поняли, какую они имеют силу, если действуют организовано. Старые рабочие-тутаевцы помнят этот незабываемый день 1 Мая 1906 года.
По материалам статьи редактора газеты «Льнянщик» Г. Суворова, опубликованной в Тутаевской газете «Знамя Ильича» 30 апреля 1958 года.