(Исторический очерк: к 25 – летию со дня образования)
Статья вторая
В течение 2,5 недели, руководство области и города Ярославля, до первой попытки перекрытия пикетчиками железной дороги (9 сентября) не признавало Координационный совет стачкомов и пугала руководителей и участников пикета уголовной ответственностью. После 3-х часового стояния у железнодорожной ветки протестантов в количестве не менее 500 человек во главе с организаторами и идейными вдохновителями «Рабочего пикета-98» областная и городская власти признали авторитет Координационного совета областного стачкома. С выражением моральной поддержки прибыл на встречу со стачкомовцами губернатор Ярославской А. Лисицын. Побывали на территории палаточного городка Председатель Госдумы области С. Вахруков, глава Тутаевского муниципального округа Ю. Зелинский, мэр Ярославля В. Волончунас. После этих встреч рядом с пикетом появился круглосуточный пост милиции. Пикетчикам стали ежедневно подвозить питьевую воду на специальной машине. Руководству ЯМЗ, поскольку предприятие располагалось в нескольких шагах, а главное, ряд лидеров «Рабочего пикета-98» являлись членами трудового коллектива данного предприятия, поручили обеспечить пикетчиков горячими обедами в столовой. В палаточном городке установили биотуалеты. Предоставили автобус для сообщения с профкомами предприятий города. По этому поводу в ярославской печати отмечались разные оценки взаимоотношений Координационного совета стачкома с властями. «Пикетчики считают, что власть их зауважала, почувствовав за ними реальную силу. А наиболее ироничные из наблюдателей убеждены, что пикетчики обольщаются зря: власть с ними заигрывает, набирает очки перед выборами, а потом вытрет об них ноги».
Услышав по Российскому радио сообщение о состоявшейся в Ярославле акции по перекрытию железной дороги ярославскими пикетчиками, к ним приехал председатель стачкома г. Самары Г. Исаев. Он, кстати, участвуя в акции протеста шахтеров в Москве на Горбатом мосту летом 1998 году, познакомился с В. Поповым. Выступая перед пикетчиками, призвал объединяться под лозунгами “Преступную власть — под откос!», “Вся власть - стачкомам!», “Да здравствует революция!». В конце выступления заявил: «Мы должны ставить вопрос так: кто пойдет с рабочим классом, а не с кем пойдет рабочий класс».
Корреспондент газеты «Берега» Г. Смирнова отметила: «После его выступления уж очень тревожно стало на душе: а не закончится ли эта акция кровопролитием?». Член координационного совета стачкомов области А. Воробьев, взявший на себя ответственность за проведение блокады Северной железной дороги, заметил корреспонденту тутаевской г-ты «Берега» Г. Смирновой: «Многие призывают нас к более решительным действиям, но мы противники крови. Хотим оказать давление на власть без применения силы. Здесь собрались мужественные люди, рабочие лидеры с Тутаевского и Ярославского моторных заводов, с радиозавода и завода топливной аппаратуры. Идея блокировать железную дорогу принадлежит тутаевцам».
Губернатор Ярославской области А.И. Лисицын в конце августа снова посетил «Рабочий пикет-98» и попросил подписать Обращение к и. о. Председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину, составленное Администрацией области. Мнение Администрации области по выходу региона из социально-экономического кризиса разошлось с позицией пикетчиков. Рабочие подготовили альтернативное Обращение от имени 4-х профсоюзов дизелестроительных предприятий. В нем акцент был сделан на необходимость ухода Б. Ельцина с поста Президента РФ, восстановления экономических отношений с Белоруссией, предоставления выступлений на ГТРК «Ярославия» и помощи с организацией питания бастующих рабочих, находящихся на территории Рабочего пикета-98. (Пикетчики выезжали в г. Переславль-Залесский для пикетирования автострады. //Губернские вести. 27 августа,1998 г., С. 1.)
В Ярославле состоялся Х Пленум Ярославского облсовпрофа (конец сентября 1998 г.), который рассмотрел вопрос «Об участии профсоюзов Ярославской области во Всероссийской акции протеста профсоюзов» 7 октября 1998 года. Особенность Пленума состояла в том, что в нем приняли активное участие члены забастовочных комитетов предприятий области (ЯМЗ, ТМЗ, ЯЗДА, ЯЗТА и радиозавода), общественно-политических организаций Ярославской области и Центральной России, а также руководитель «Трудовой России» В.И. Анпилов. Открыл Пленум Ю.А. Щеглов. Он дал критическую оценку нынешнему состоянию российской экономики: обвал рубля, снижение объемов производства в 2 раза, более половины населения оказалось за чертой ниже прожиточного уровня, продолжает расти задолженность по зарплате, пенсиям, детским пособиям и т.д. Он призвал областные отраслевые профсоюзы поддержать Всероссийскую октябрьскую акцию протеста 7 октября и ее требования: досрочная отставка Президента РФ Б. Ельцина, смена социально-экономического курса, внесение поправок в конституцию РФ по ограничению прав Президента РФ вплоть до упразднения президентского поста. После Пленума представители стачечных комитетов предприятий Ярославля и Центральной России собрались в палаточном лагере у ст. Приволжье для создания объединенного координационного Совета Центральной России. В него вошли представители Ярославской, Владимирской, Ивановской, Тверской, Московской, Смоленской, Калужской, Тульской и Костромской областей Центрального Федерального округа. Председателем координационного Совета забастовочного движения центра России избрали А. Воробьева, члена бюро ЯО КПРФ. В задачу Совета входило превращение Всероссийской акции протеста во Всероссийскую политическую стачку на предмет устранения режима Ельцина, содействия формированию органов власти трудящихся на местах. Для этого 7 октября 1998 года решено провести блокаду органов власти в регионах. А в случае невыполнения требований 8-9 октября перейти к перекрытию магистралей, ведущих к столице. (Норский С. Накануне 7 октября. //Губернские вести. 24 сент. 1998 г., С. 1-2.)
На Советской площади 7 октября 1998 года под знаменами и транспарантами коммунистов, профсоюзов, Ярославских отделений оппозиционных партий собралось около тридцати двух тыс. человек. Часть митингующих разместилась на Советской и Кировской улицах, другая — в сквере Челюскинцев, выходивших на Советскую площадь. Настоящее людское половодье, представлявшее многие трудовые коллективы промышленных и сельхозпредприятий предприятий, студенчества и ветеранов войны и труда не только г. Ярославля, но и Рыбинска, Ростова, Переславля-Залесского, Большого Села. Требование было одно: «Ельцина в отставку. Смена социально – экономического курса». Губернская власть была в полной растерянности: ни кого из ближайшего окружения А. Лисицына, ни самого его в помещении не было. От имени митинга по губернаторскому факсу послали документы с выражением недоверия ярославцев Б.Н. Ельцину в канцелярии Президента РФ и Государственной Думы РФ. На многотысячном митинге потребовали от Губернатора А. Лисицына и Председателя областной Думы С. Вахрукова на ближайшем заседании Совета Федерации проголосовать за отставку Б. Ельцина с поста Президента РФ.
14 октября 1998 года представители «Рабочего пикета-98» в составе 37 человек во главе с А.В. Воробьевым прибыли в Москву, чтобы донести до членов Совета Федерации РФ Обращение, принятое на многотысячном митинге 7 октября на Советской площади в г. Ярославле. В г-те «Советская Россия» был опубликован на первой странице репортаж о поездке ярославских пикетчиков в Москву за подписью корреспондента газеты Г. Тюриной. Она писала: «В Ярославле, который на наших глазах становится столицей рабочего движения (выделено нами – В.К.)…..Мужики, учитесь организованности и сплоченности у ярославцев! (Выделено нами – В.К.)». (Тюрина Г. Сенаторы в Ярославском коридоре. //Советская Россия.15 октября 1998 г., С. 1.) Отметим, что в истории левопатриотического движения в проельцинских регионах Ярославская область была единственной, где на законодательном уровне было принято Постановление о поддержке усилий ГосДумы РФ об отрешении Б. Ельцина от должности Президента РФ. Где на уровне исполнительной власти был одобрен документ, дававший возможность оппозиции принимать участие в заседаниях Правительства Ярославской области и выходить в радио-телевизионный эфир. С. Вахруков выполнил волеизлияние народа, а А.И. Лисицын, в своей манере политической конъюктурности уклонился от данного заседания Совета Федерации РФ под благовидным предлогом: ушел в отпуск.
80 дней и ночей, с 24 августа и до 11 ноября 1998 года, стоял возле ст. Приволжье Северной железной дороги круглосуточно «Рабочий пикет-98». Наступившая рано северная зима заставила досрочно свернуть палаточный городок, чтобы не рисковать здоровьем забастовщиков. Главный редактор г-ты «Голос профсоюзов» Ю. Беляков тогда писал: «Да, на тот момент Б. Ельцин не ушел в отставку, коррективы в Конституцию РФ в интересах людей труда и национально ориентированных предпринимателей, не были внесены. Однако сказать, что «стояние» пикетчиков было напрасным ни в коем случае нельзя… (Беляков Ю. Правдиво о рабочем пикете.// Голос профсоюзов. 28 января 1999 г., С. 3.) В сентябре 1998 года В. Черномырдин был окончательно отправлен в отставку (в этом была соответствующая лепта и ярославцев), а Председателем Правительства РФ стал патриот- государственник Е. Примаков. Команда Губернатора начала серьезнее заниматься вопросами экономики Ярославии. Она в основном отказалась от рыночной эйфории, предприняв конкретные шаги по восстановлению связей с машиностроительными предприятиями Белоруссии в рамках программы «Дизелестроение», реальной поддержке производственному объединению «Рыбинские моторы», защите шинного и нефтеперерабатывающего заводов и т.д А. Вольский, Председатель Российского Союза промышленников и предпринимателей, на встрече с депутатским корпусом Ярославской областной Думы (ноябрь 2003 г.), признал: «Рабочие, перекрыв железную дорогу, сыграли огромную роль в стабилизации экономической ситуации в Ярославской области. Руководство области приняло активное участие в разработке программы дизельного автомобилестроения, которая объединила усилия Белоруссии и России». (Белов И. Задача для новой Думы. Северный Край,27 ноября 2003 г., С. 1.)
Вместо эпилога
Шаги левопатриотической оппозиции и администрации Губернатора, на каких-то этапах совместно, привели к определенному оздоровлению социально-экономического положения в области. На этом сравнительно благоприятном социально-экономическом фоне А. Лисицын одержал внушительную победу на губернаторских выборах в декабре 1999 года, получив более 65 % голосов. Лидер левопатриотических сил В. Корнилов по сравнению с губернаторскими выборами в 1995 году получил в три раза меньше голосов — 11%. Спрашивается, почему партия власти оказалась основным выгодополучателем в результате выхода региона из острого социально-экономического кризиса? Не поняв механизма политического проигрыша в пользу «партии власти», грозит левопатриотической оппозиции находиться всегда в положении политического аутсайдера, несмотря на все ее старания и достижения в борьбе за умы народных масс в политической деятельности.
Во-первых, спад политической активности масс, а отсюда существенное снижение поддержки левопатриотических сил в регионе наглядно показали, что главным стимулом протестного движения ярославских трудящихся, как и в других регионах страны, являлась не столько борьба за восстановление Советской власти, сколько их нищета и голод. Так что идейно-политическую работу среди населения необходимо всегда проводить и ни в коем случае ее размах не снижать, особенно после спада протестного движения. В противном случае без пропаганды социалистических ценностей и, тем более, их принижение в ходе протестного движения, плодами борьбы будут пользоваться наши оппоненты. По прошествии того времени, не называя фамилии, хочу сказать, что в деятельности «Рабочего пикета-98» предпринимались попытки дистанцироваться от руководящей роли Ярославской областной организации КПРФ. И это несмотря на то, что благодаря руководству ЯО КПРФ удалось соединить на протяжении 90-х годов в одно мощное протестное движение действия всех партий и движений, оппозиционных политике Администрации Губернатора. Это привело к тому, что умеренное крыло в руководстве «Рабочего пикета-98» приняло стратегически ошибочное, например, решение: выходить на рельсы не 7-го, а 8-го октября. А. Шеповалов в дальнейшем отмечал «7 октября на Советскую площадь двигались колоны с пяти направлений общей численностью более двадцати тысяч человек, основная колона шла от пикета (по нашим данным – более 8 тысяч). Восьмого же числа на перекрытие пришло триста человек, из них двести на автобусах привезли с ТМЗ. А теперь представьте себе, что эти двадцать тысяч повернули 7 октября на перекрытие железной дороги. Малочисленность перекрытия стала решающим ударом, после которого пикет уже не смог оправиться. Большая часть пикетчиков была деморализована». Через 10 лет на митинге по случаю 10-летия «Рабочего пикета-98» один из членов штаба Н. Волосюк, председатель стачкома «ЯЗТА», признал ошибочность решения: выходить на рельсы 8 октября. «Действительно за день до перекрытия на Советской площади был огромный митинг, на нем присутствовало более 25 тысяч, и мы все надеялись, что на следующий день большое количество людей придет на перекрытие вместе с нами, но, к сожалению, этого не произошло. Власти приняли самые оперативные меры, и бросили весь свой административный ресурс для того чтобы сорвать наше мероприятие, не допустив на него людей, и им, к сожалению это удалось».
Во-вторых, дистанцирование руководства «Рабочего пикета-98» от политики областной организации КПРФ привело к тому, что ему не удалось воспользоваться в полной мере решениями Постановления Правительства Ярославской области на предмет участия в заседаниях Правительства, использования средств массовой информации (радио, телевидение, газеты). (См.: Постановление Правительства Ярославской области). У них не оказалось в достаточной мере тех людей, кто мог бы квалифицированно разбираться во всех хитросплетениях бюджетной политики на местном уровне, выступать на радио и телевидении в качестве научных экспертов социально-экономической политики с точки зрения марксистско-ленинской и державно-патриотической идеологии и т.д. У областной организации КПРФ такие возможности из числа научных работников, директорского корпуса, государственных и муниципальных служащих и муниципальных работников, оппозиционных журналистов, как членов КПРФ, но и просто сторонников коммунистов, имелись. Если бы руководство «Рабочего пикета» теснее контактировало с Секретариатом и Бюро КПРФ, то это позволило бы, используя СМИ в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области, поднять идейно-политическую работу в пользу пропаганды социалистических взглядов среди населения на новый уровень. И тогда вряд ли левопатриотическая оппозиция оказалась бы в положении политического аутсайдера после выхода региона из острого социально-экономического кризиса.
Исторический очерк хочу завершить замечательными строчками А. Шеповалова, который сравнил действия «Рабочего пикета-98» с Коммуной. «С большой долей уверенности Ярославский пикет можно назвать новой Коммуной. У Коммуны и у пикета идея была одна: избавить рабочего от гнёта буржуазии. Как в Коммуне, так и на пикете отсутствовали товарно-денежные отношения, еда, сигареты были бесплатные, каждый брал по своим потребностям, при этом старался не обделить товарищей. Как в Коммуне, так и на пикете охрану порядка осуществляла «народная милиция» (служба безопасности)…. Как бы ни злорадствовали наши враги, но Парижская Коммуна не исчезла бесследно, она жива! Она снова и снова возрождалась в Советской власти в 1905 г. и 1917 г., на «Горбатом» мосту и пикете Ярославль-98. Наследники парижских коммунаров взяли власть в Ясногорске. Трепещи, буржуй — революция продолжается!».
PS. В 1999 году по горячим следам прекрасный ярославский журналист А. Кудрявцев опубликовал в документальной форме книгу-репортаж «Ярославская застава: 80 дней и ночей», которая читается исключительно с большим познавательным интересом. Считаю, Ярославский обком КПРФ должен изыскать средства для ее переиздания, ибо эта книга не только история протестного движения на Ярославской земле, но и учебник для современного поколения ярославцев на предмет, как надо бороться за свои права.
Первый секретарь ЯО КПРФ (1993-2000 гг.)
В.И. Корнилов.