«РЕАНИМАЦИЯ» ДЛЯ ЯРОСЛАВСКОЙ МЕДИЦИНЫ

С 14 марта в Ярославской области возобновляется оказание плановой медицинской помощи. Однако снятие «ковидных» ограничений вовсе не означает исчезновение застарелых проблем по конкретным направлениям работы. В чём лишний раз убедились депутаты думского комитета по здравоохранению, в минувшую пятницу рассмотревшие вопросы о состоянии урологический и офтальмологической помощи на территории нашего региона.

По информации главного внештатного специалиста-уролога областного департамента здравоохранения и фармации Игоря Шорманова, урологическая служба региона представлена стационарным и амбулаторно-поликлиническим звеньями. Стационар включает 160 коек в 3 медицинских организациях, первичное звено состоит из 22 амбулаторных кабинетов. При этом, из 70 ставок врачей в настоящее время занято 64,5. И если в стационарах особых вопросов с кадрами нет, то на местах нормативы не выполняются. Особенно показательная ситуация в медучреждениях Фрунзенского, Заволжского и Кировского районов Ярославля. При этом, уровень заболеваемости мочевыделительной системы растёт.

Но главной проблемой отрасли является тотальный дефицит оборудования. Половина необходимых приборов отсутствует, а износ остальных приближается к 100%. Стационары полностью укомплектованы лишь специальными креслами и аппаратами для стерилизации воздуха. В итоге совокупный показатель обеспечения оборудованием составляет менее 35%. Понятно, что всё упирается в деньги. К примеру, только заявки ярославской КБ № 9 оцениваются в 140-150 миллионов рублей. Однако решать проблему необходимо. Поскольку главным последствием сложившейся ситуации являются ограниченные возможности оказания качественной медицинской помощи.

— Считаю, что в решении комитета мы должны обязательно отразить пункт по данному вопросу. И во взаимодействии с правительством начать решение проблемы с обеспечением оборудованием. Со стороны департамента какие-то меры до этого принимались? Есть планы развития? Или у нас ничего не делалось, и оборудование по направлению урологии поставляться не будет? – поинтересовался депутат фракции КПРФ Валерий Байло.

Первый заместитель директора департамента здравоохранения признала, что отрасли не хватает средств. А финансирование оказания урологической помощи хоть и идёт, но осуществляется фактически «по остаточному принципу». Показательно, что дефицит оборудования есть не только в стационарах, но и в обычных урологических кабинетах.

Конечно, очень грустно, что у нас не хватает необходимых приборов. 35% — это ничто! В дальних районах урологи вообще работают фактически без оборудования. Там, где они есть. Хотелось бы уточнить: стоит ли в планах закупка в рамках программы модернизации первичного звена? – продолжила тему депутат-коммунист Елена Кузнецова.

Специалисты департамента здравоохранения отметили, что закупка планируется. Но конкретный список с разбивкой по годам оперативно предоставить не смогли. В связи с чем, депутаты приняли решение направить запрос с просьбой актуализировать и направить в комитет перечень запланированного до 2025 года оборудования для первичного звена. Также с учётом предложения депутатов от КПРФ было решено обратиться в правительство с предложением о полном укомплектовании больниц по урологическому профилю.

Несколько иная ситуация сложилась в сфере офтальмологии. За последнее время оснащение врачебных кабинетов улучшилось, в основном — за счет закупки оборудования для поликлинического звена и фельдшерских пунктов. Также происходит увеличение количества оперативных вмешательств, что позволяет ликвидировать очереди на оказание отдельных видов помощи. Однако существует серьёзная проблема оттока кадров. Прежде всего, она связана с переходом специалистов в частные центры.

Назревает необходимость рассмотрения вопроса по повышению государственной социальной ответственности частных медицинских учреждений. Возможно, стоит проработать механизм и по каким-то направлениям приписать граждан к частным клиникам, чтобы они могли туда приходить и получать бесплатную помощь, как в обычной больнице.  Разумеется, не в ущерб государственным поликлиникам, а в качестве дополнения, — предложил Валерий Байло.

Сегодня частные клиники уже оказывают услуги пациентам по направлениям в системе обязательного медицинского страхования. Но здесь нужно соблюдать баланс. За этим следит Территориальный фонд ОМС, на сайте которого есть подробная информация по каждому профилю. Данный вопрос будет оставаться на депутатском контроле. В свою очередь, Елена Кузнецова поинтересовалась у главного внештатного специалиста-офтальмолога Елены Гулидовой ситуацией с оказанием медицинской помощи в Рыбинске, где вопрос стоит особенно остро:

Вы несколько раз упомянули о дневных стационарах. И сказали, что если бы в Рыбинске они работали, пациенты не ушли бы в частные клиники. Ко мне неоднократно поступали вопросы об открытии стационаров. Потребность в них очень большая! Этот вопрос прорабатывается?

Как оказалось, проработка вопроса идёт, но конкретных сроков пока не называется. В связи с чем, правительству было рекомендовано решить данную проблему и рассмотреть предложение об укомплектовании кабинетов и стационаров оборудованием по профилю офтальмологии. В завершении депутаты заслушали информацию о развитии донорства костного мозга, крови и ее компонентов. В 2021 году в регионе зарегистрировано свыше 12 тысяч доноров. Правда, их количество снизилось, что является общероссийской тенденцией в связи с пандемией. Для улучшения показателей обеспечен гибкий график работы выездной бригады областной станции переливания крови. Проводятся тематические акции, направленные на популяризацию донорства. Валерий Байло поинтересовался, насколько Ярославская область зависит от поставок импортного оборудования. В текущих условиях это крайне важный вопрос:

Сейчас аппараты исправно работают. Но вдруг что-то случится? Есть ли какой-то запас прочности? Раньше системы для забора крови были иностранными. Произошло ли импортозамещение? Или мы до сих пор вынуждены использовать заграничные иголки?

По словам главного врача областной станции переливания крови Юлии Стромовой, в настоящее время используются качественные иглы, сделанные в Китае. Остальное оборудование уже начали делать на российском заводе в Дубне. Импортной остаётся лишь одна деталь. Но по ней есть соответствующие письма, гарантирующие обеспечение в течение года. В завершении депутаты приняли решение о необходимости усиления работы по популяризации донорства крови и костного мозга и проведении соответствующей информационной работы.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *