Символы революции

(К 106-ой годовщине Великого Октября)

Статья вторая

Обычно  приемами плакатного гротеска и социального контраста пользовались создатели Окон РОСТА (Российского телеграфного агентства). Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. Плакаты  «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. В. Маяковский, отдавший свой талант поэта-публициста этой творческой организации, писал в работе «Грозный смех»: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. (…)Это — телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».

В период Гражданской войны в плакатах появляется третье главное действующее лицо — красноармеец. Его атрибуты: шинель с обязательной буденовкой, красный флаг и винтовка. Как правило, у красноармейцев в руках внушительные винтовки со штыками, а в руках врагов революции крошечного размера револьверы, сабли и шпаги.  С начала 20-х гг. наиболее распространенными образами советского общества, устремленного к коммунизму, явились паровоз (плакат «Октябрьская революция — мост к светлому будущему», 1920) и строительные леса (плакат «Революцию творят и празднуют рабочие и крестьяне», 1922). Символами будущего и стремительно набирающего скорость настоящего становятся восходящее солнце, заводы с дымящими трубами, кузнец у наковальни, хлебный сноп или колос, книга. Нельзя не отметить вклада отдельных художников в оформление плакатного жанра советской эпохи (напр.: Д. Моор, Г. Клуцис, Э. Лисицкий, Кукрыниксы и др.).

Плакат в ряду других художественных произведений участвовал в создании самого популярного символа Октябрьской революции — вождь на броневике с призывом к встречающим его на Финляндском вокзале в Петрограде рабочим  и солдатам 16 апреля 1917 года «Да здравствует социалистическая революция!», направляя энергию масс на уничтожение старого строя. Эта плакатная композиция стала символом веры: через уничтожение возникает организация идеального общества, если оно —  следствие  революционного народного творчества. С момента смерти Ленина к государственным символам добавляется ленинская фигура. (См.: М. Ушаков-Поскочин. Велика скорбь — велико наследие. 1924, А. Литвиненко. Год без вождя — год под знаменем Ленинизма (1925 г.), плакат неизвестного художника «Лучшие работницы и крестьянки – в ленинскую партию!» и многие другие на ленинскую тематику, — представляют собой образцы новой политической традиции. В числе визуальных символов Октябрьской  Революции, используемых в плакатном искусстве, выступает наиболее часто крейсер «Аврора» и «Колыбель Октябрьской революции – Петроград».

Использование образа «Красной звезды» как пропагандистского и идентификационного символа принадлежности к Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА) напрямую заимствовано в духе исторической традиции. В России пятиконечная   звезда появилась задолго до Октябрьской революции 1917 года: под влиянием французов император Николай I ввел этот символ в российскую армию. Золотые кованые звездочки появились на царских эполетах с 1 января 1827 года, а 29 апреля 1854 года уже шитые звездочки украсили введенные в Российской армии погоны. После Октябрьской революции «марсова звезда» стала символом Красной армии, которая должна был отграничить Россию от ее имперского прошлого в царской интерпретации, но сохранить былую мощь и величие  теперь уже нового советского государства. Звезда, первоначально представляя собой военный атрибут. Согласно приказу Троцкого, гражданским лицам грозил трибунал за её ношение. Красную звезду, служившую отличительным знаком для военнослужащих Красной армии, сначала воины носили на груди. 16 января 1919 г. шитые звезды украсили новый головной убор красноармейцев. По форме он копировал шлемы русских витязей и поэтому поначалу его окрестили «богатыркой». Однако вскоре его стали называть по фамилиям знаменитых красных командиров – «фрунзевкой» и «буденовкой» (последнее название и прижилось). Эмблема Красной рабоче-крестьянской армии (РККА) представляла собою пятиконечную звезду с золотыми лучами, покрытую красной эмалью.

В центре звезды находилось золотое изображение плуга и молота. Сама звезда располагалась поверх венка из лавровых и дубовых веток. Пять лучей звезды означали интернациональную солидарность трудящихся пяти частей света, а плуг (позднее – серп) и молот – союз рабочего класса и трудового крестьянства. В Приказе Наркомвоена Республики Л. Троцкого отмечалось: «Красная звезда Красной армии – это звезда Правды… Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот. Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего. Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа… Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии». В дальнейшем происходили изменения в дизайне звезды. 13 апреля 1922 года, изображенный на ней плуг, заменили более изящным серпом. А 11 июля того же года изменилась и форма звезды – она перестала быть выпуклой, а ее лучи снова распрямились. В таком виде Красная звезда окончательно утвердилась в Красной армии, а затем Советской. После Гражданской войны звезду сделали элементом флагов и гербов СССР и союзных республик. В 1924 году пятиконечная звезда располагается на флаге СССР, становясь символом не только Красной Армии, а и советского государства. В 1928 г. появляется октябрятская звездочка с портретом юного Ленина, а в 1942 г. форму Красной звезды принимает пионерский значок. До этого он носил форму флага. Когда советских детей принимали в пионеры, им разъясняли: пионерский галстук – это частица Красного знамени, цвет которого символизирует кровь, пролитую в борьбе против угнетения, за свободу и счастье трудового народа.

В 1935 году украшенная самоцветами Красная звезда увенчала Спасскую башню Кремля.  Достоверно известно, что Сталин лично утверждал эскизы пятиконечных звезд на Кремлевских башнях, представленные    художником Е. Лансером. Театральный художник Ф. Федоровский придал эскизам окончательный вариант. С октября 1935 года и до сих пор новые символы красуются на башнях Московского Кремля.

После августовских событий 1991 года в результате подавления ГКЧП пришедшие к власти либерал-демократы горели желанием изъять символы «Красная звезда», Красное знамя и другие советские символы из атрибутов новой власти, разрешив их использование в символике левых (коммунистических) партий. Однако нарастающий в российском обществе интерес к прошлому советского периода, как реакция на рост социального напряжения, морального и экономического упадка в ходе рыночных реформ, а на самом деле реставрации капитализма,  на постсоветском пространстве России заставил государственных деятелей в нулевые годы отнестись уважительнее к советской символике. В 2002 году, пытаясь восстановить «распавшуюся связь времен», министр обороны России С. Иванов предложил, а Президент РФ В.В. Путин утвердил возвращение пятиконечной звезды в символику Российской армии. В 2007 году Российским законодательством установлено, что «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, государственной реликвией России» и «находится на вечном хранении в условиях, обеспечивающих его сохранность и доступность для обозрения».  Также Знамя Победы является официальным символом Победы в знамя, а в занятых ими городах и поселках  восстанавливают снесенные при бандеровской власти памятники Ленину и советские названия улиц и площадей. С 2005 года в России установили около ста памятников Сталину. Четыре из них находятся в Москве. Не говоря о появлении бесчисленных мемориальных табличек, бюстов, портретов государственным  деятелям Советской эпохи. Результаты опроса фонда «Общественное мнение» к 100-летию образования Советского Союза (2022 г.) показали: большинство россиян (80%) считают советскую эпоху скорее хорошим временем. По их мнению, советское время лучшим в тысячелетней истории Российского государства. 65% граждан сожалели о распаде СССР.  Как бы ни старались отечественные либерал-демократы и их западные кукловоды приравнять в свое время Советский Союз к гитлеровской Германии и другим диктаторским режимам, а Красную звезду к нацистской свастике, а также опорочить советский образ жизни, этого у них не получилось.   И не получится, поскольку в основе нацистских символов лежала идеология социал-расизма, как радикальный идеологический продукт, вскормленный политикой европейского колониализма. Сегодня снова идеология социал-расизма поднимает голову, но уже в результате возрождаемой политики неоколониализма. Вспомним слова Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Борреля о Европе, как цветущем саде, а что за ее пределами – джунгли. Эстафету подобных рассуждений, но еще откровеннее в расистской форме высказался Й. Галант, министр обороны Израиля, в отношении представителей Хамаза, назвав их человекоподобными животными. Эмоции эмоциями, но он, так или иначе, находясь в статусе государственного деятеля, не имел права так заявлять. Такое суждение, видимо, и объясняет, почему с холодным расчетом инфраструктура сектора Газа, где проживает более двух миллионов палестинцев, подвергается с 7 октября 2023 года методично массированному уничтожению со стороны Израиля, как акт возмездия нападения хамасавцев на израильтян и счет жертвам и раненным идет на десятки тысяч человек.

В основе советских символов лежала политика дружбы народов, социального равенства и уважительного отношения к культурам других народов, рассматривая их как составные части мировой культуры.

Ленин, выступая перед молодежью на III Съезде Комсомола, говорил: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

Первый секретарь ЯО КПРФ  (1993-2000 гг.)                           

В.И. Корнилов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *