Социальная повестка, которую открыл на заседании Госдумы 21 июня законопроект фракции КПРФ об установлении базовых окладов для педагогов общеобразовательных учреждений не ниже двух минимальных размеров оплаты труда по региону (см. прошлый номер «Правды»), была продолжена на следующий день. Группа эсеров представила на рассмотрение палаты законопроекты об установлении дополнительных гарантий медицинским работникам и о потребительской корзине. Фракция КПРФ поддержала оба, ведь в них то, о чём не раз не только говорили коммунисты, но и реализовали в своих законодательных инициативах.
Основные положения законопроекта, вносящего поправки в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касаются повышения оплаты труда медиков. Согласно законопроекту, средняя зарплата врачей должна быть не менее 200% от средней зарплаты по региону, а зарплата среднего и младшего медперсонала — не менее 100%. Проблему повышения зарплат медиков и учителей фракция КПРФ пыталась решить в прошлом созыве Госдумы через установление базовой ставки заработной платы педагогических и медицинских работников не ниже двух региональных МРОТ. Законопроект коммунистов был отклонён. Такая же участь ждала теперь и законодательную инициативу «справороссов».
Помимо повышения зарплаты, законопроект вводил и ряд гарантий для медицинских работников: право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предоставление нуждающимся жилья, получение ежемесячной 25-процентной надбавки к окладу для молодых специалистов, получение единовременного пособия в размере двух должностных окладов при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже работы 25 лет и более) или по инвалидности (независимо от стажа работы), на доплаты за учёную степень, компенсацию стоимости санаторных путёвок и др.
«Нормы хорошие, но законодательно не проработанные» — таков был вердикт профильного комитета, рекомендовавшего депутатам не принимать законопроект. «У вас большинство и в Госдуме, и в Совете Федерации, и большинство губернаторов из «Единой России». Что же вам мешает все эти хорошие идеи, коль вы с ними принципиально согласны, претворять в жизнь?» — спрашивала парламентская оппозиция оппонентов из «партии власти». В ответ лились пространные рассуждения о системном подходе, идущей многолетней работе по формированию отраслевой системы оплаты труда, пилотном проекте по её апробированию. Логично предположить, что точкой отсчёта всей этой деятельности должен служить указ президента от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где и была поставлена задача повышения зарплаты бюджетникам. Прошло 10 лет, а воз и ныне там. За эти годы думская оппозиция предлагала множество вариантов решения. Однако все они отметались парламентским большинством: дескать, это популизм и шапкозакидательство, а у нас, мол, подход основательный. Настолько основательный, что проблема в землю вросла.
Наблюдается колоссальный — пятикратный — перекос в уровне доходов медиков по регионам. В экономически развитых субъектах Федерации, делающих солидные отчисления в Фонд ОМС, соответственно и зарплаты медицинских работников достойные, в бедных же регионах — всё иначе. Особенно жалкое существование влачат сельские медики, и здесь кадровый дефицит ощущается в полной мере. Впрочем, это относится не только к здравоохранению, а ко всей социальной сфере.
Беда в том, считает Николай Осадчий, что агрохолдинги, которые стали главной фигурой в сельскохозяйственной отрасли, не заинтересованы в развитии социальной сферы на селе. В целом же, по официальным данным, за прошлый год в России не хватало 130 тысяч медицинских работников и 25 тысяч врачей. Эпидемия коронавируса выявила тенденцию к сокращению врачей-эпидемиологов: с 1995 по 2020 год их число сократилось в 2,5 раза — с 34 тысяч до 13 тысяч. Вследствие кадрового дефицита снижается качество работы системы здравоохранения, медработники испытывают большие перегрузки, происходит их морально-психологическое выгорание. «Поэтому сегодня перед государством стоит сверхзадача — повысить статус медработника и престиж медицинской профессии», — подчеркнул Николай Осадчий. А для этого нужно и зарплаты медикам повышать, и создавать им нормальные условия жизни независимо от того, в каком населённом пункте они работают. Очевидно, что «Единая Россия», взявшая на себя руководящую роль, с этой задачей не справляется.
Зато «партия власти» преуспевает в другом — в создании иллюзии успешного развития страны. Те же «майские указы» президента, если и выполняются, то за счёт титанической нагрузки на врачей и учителей. Или взять, к примеру, проблему бедности. Её вообще решили одним махом, взяв на вооружение новую систему расчёта МРОТ и прожиточного минимума (ПМ), от которых зависит и господдержка малоимущих.
До 2021 года МРОТ и ПМ рассчитывались по потребительской корзине. Тоже не ахти какой метод, учитывая, что набор корзины не пересматривался с 2012 года и обеспечивал лишь уровень физического выживания. С прошлого года наша страна вслед за Европой перешла на расчёт минимального размера оплаты труда по медианному среднедушевому доходу — величине, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины — ниже. В результате этих арифметических ухищрений число бедных в нашей стране одномоментно сократилось на 5 миллионов человек. И это при том, что с 2014 по 2021 год падение доходов граждан составило 8 с лишним процентов.
Фракция «Справедливая Россия — За правду» предложила вернуться к расчёту МРОТ по минимальной потребительской корзине. И если исходить из реальной её стоимости, то бедных в России будет не 18 миллионов человек, как сейчас, а 30 миллионов. Это обязывает выделить из бюджета дополнительно 38,5 миллиарда рублей.
Фракция КПРФ законопроект поддержала. «Медианная система расчёта прожиточного минимума и минимальной заработной платы — это привилегия стран, относительно обеспеченных, и стран с относительно низким социальным неравенством», — считает Олег Смолин.
Огромный разрыв в доходах приводит к тому, что медианная заработная плата существенно отличается от средней. В 2020 году она была 60%. К тому же в странах Евросоюза МРОТ составляет от половины до 67% медианной зарплаты. В России он был установлен на уровне 42%, а, по оценкам независимых экспертов, реальное соотношение МРОТ и медианной зарплаты у нас вообще 38%. Прожиточный минимум в России — 44% от медианного дохода и фактически в 2 раза ниже той цифры, что получена в ходе научных исследований. По оценкам учёных, прожиточный минимум должен быть 31087 рублей, Федерация независимых профсоюзов оценивает его в 43 тысячи рублей, но в результате хитроумных расчётов он зафиксирован после недавнего повышения на отметке 13919 рублей.
Специалисты отмечают: если уж высчитывать МРОТ по медианной зарплате, то он должен быть не меньше 60%. А если отталкиваться от средней зарплаты, то не меньше 50%. «Единороссы» не скрывают, что именно такие требования выдвигает Европейская конфедерация труда. Но у российской власти свой аршин, которым она измеряет бедность. Вот только охватить им всю ширину этого не укладывающегося в определение социального государства явления никак не удаётся.
Татьяна Офицерова
Правда