Прощай, пальмовое масло!

пальмовое масло
В России появилась надежда возродить производство своих качественных молочных продуктов.

Отечественный пищепром постигла внезапная беда: далёкая Индонезия запретила экспорт пальмового масла. Напомним, что именно эта экзотическая страна, крупнейший в мире производитель пальмового масла, обеспечивает больше половины мировых поставок. Всего Россия ввозит более миллиона тонн пальмового масла на 1,2 миллиарда долларов ежегодно, 97% поставок приходится как раз на Индонезию.

Именно растительному тропическому маслу мы обязаны появлением в нашем лексиконе словосочетания «сырный продукт», в народе именуемый «замазкой» и «мылом». Как говорят специалисты, большого ума и умения для изготовления этого сомнительного продукта не нужно, дёшево и сердито, а продавать можно по цене почти как настоящего сыра. Так что с исчезновением на российском рынке пальмового масла появляется надежда, что сыр на прилавках будет пусть даже не достаточно вызревший, но всё-таки из молока. Ведь по вполне природным причинам пальмовый продукт в снежной России импортозамещению при всём желании не поддаётся. Конечно, встаёт вопрос о возможности появления качественных сыров так называемого долгого созревания, но, похоже, в наших реалиях это произойдёт нескоро: с одной стороны, нашим предпринимателям вечно не хватает оборотных средств, в погоне за которыми они пытаются ускорить и производственные процессы (закупил молоко — сделал сыр — выдержал кое-как пару месяцев — продал — закупил молоко и т.д.), с другой стороны, кошелёк нашего российского потребителя явно не рассчитан на траты на качественные продукты питания… В любом случае, хочешь не хочешь, нет пальмового масла — его снова заменит молоко. Может, будет и подороже, зато уж гораздо здоровее.

И ладно бы ещё только с сыром мы потребляли этот неполезный продукт. Но он активно применяется во всей пищевой промышленности как заменитель молочных жиров. Сегодня примерно 30% пальмового масла, которое мы закупаем, используется в кондитерской промышленности. Ещё 25% приходится на продукты быстрого приготовления (например, для фритюра при жарке картошки фри), около 13% — на молочную промышленность, 15% — на индустрию хлебопекарных изделий, 3% — на маргарины и спреды. Его используют даже в детском питании.

Стоящее перед плохой альтернативой — здоровье или деньги — большинство нашего небогатого населения, увы, вынужденно выбирало экономию за счёт своего здоровья. Впрочем, это была экономия сомнительная, так как тратиться отдельному гражданину и государству в целом всё равно приходилось — уже на медицину. Поэтому официально власти делали попытки снижать потребление пальмового масла. Например, с 2019 года правительство и Госдума отменили для поставок пальмового масла льготный НДС, который вырос с 10 до 20%. Предполагалось, что благодаря этому российские потребители будут иметь больше возможностей покупать действительно натуральные молочные продукты и сладости. Полученные деньги предлагалось направить на поддержку молочной отрасли… Но главное здесь слово: «предполагалось». А тем временем, пока власть колеблется перед решительным шагом, похоже, сама реальность поставит решительную точку в вопросе оздоровления нашего питания.

Опять же довольны и российские производители молока, избавившиеся от дешёвого конкурента — «псевдомолочки», и многие потребители, которые небезосновательно считали, что продукты с «пальмой» не только подешевели, но и очень потеряли во вкусе. Не в убытке должны будут оказаться и производители отечественного подсолнечного масла.

Впрочем, есть и аргументы с другой стороны. Так, в период роста цен на все продукты, а тем более растительные масла, этот запрет стал дополнительным фактором повышения стоимости всех масел. А сторонники ЗОЖ предупреждают, что исчезновение пальмового масла не избавит нас от присутствия в них тех самых вредных трансжиров, потребление которых может привести к необратимым изменениям в организме человека, включая онкологические заболевания.

Однако, правда заключается в том, что индонезийский запрет на экспорт пальмового масла вряд ли просуществует долго. Точно так же, как Индонезия достаточно быстро отказывалась от подобных же предыдущих запретов. Этот продукт — один из главных источников пополнения бюджета Индонезии, поэтому власти этой страны вряд ли будут стрелять себе в ногу. Но нас, понятное дело, должны волновать не проблемы этой далёкой страны, а наше собственное положение. Насколько готова наша пищевая промышленность работать в таких условиях бесконечного цейтнота, когда приходится постоянно перестраиваться в зависимости от настроения властей Индонезии? Насколько мы готовы гробить своё здоровье, потребляя в огромных количествах вредный продукт?

К сожалению, ответ кроется в бедности подавляющего числа наших людей. Им просто некуда деваться, так как настоящая «молочка» и кондитерские изделия с использованием натурального сливочного масла большинству просто не по карману. Чтобы люди смогли перейти на здоровую и вкусную пищу, пришлось бы в разы поднять зарплаты и пенсии. Масштабное использование пальмового масла позволяет и голода не допустить, и уровень жизни не поднимать. Поэтому импорт пальмовых масел, увы, будет расти и дальше.
Мария Панова
Правда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *