Транспортная «реформа» мэрии – очередной эксперимент над ярославцами

к статье денисова

Власти областного центра затевают очередную реформу городского пассажирского транспорта. Сомнительными экспериментами на этом поприще отметились едва ли не все градоначальники последних лет. Один уничтожил трамвайное депо, другой превратил муниципальные «ПАТП-1» и «Яргорэлектротранс» в акционерные общества, третий сносил остановки и велел перекрашивать автобусы в красный цвет…

Не стал исключением и нынешний мэр, решивший отменить маршрутки и перевести весь транспорт на так называемый регулируемый тариф. На словах всё выглядит красиво. Но даже при поверхностном анализе обнаруживается масса «подводных камней», которые вновь рискуют обернуться для простых ярославцев массой проблем.

Главный посыл «реформы» – перевод всего городского транспорта на регулируемый тариф. На практике это будет означать ни что иное, как отказ от использования маршруток. Власти указывают, что проект предполагается реализовать до 2025 года. Однако первые (и весьма чувствительные) изменения появятся буквально через считанные месяцы. Официальный сайт мэрии сообщает, что на первом этапе, с марта по июль 2021 года, проведут конкурсные процедуры по маршрутам социального сектора. При этом объём перевозок по маршрутным такси будет сохранён. Но уже на втором этапе, который начнётся с июля 2021 года, перевозки «нерегулиремого сектора» сократят до 80 %. Тогда же будут проведены компенсационные изменения маршрутной сети. Наконец, на третьем этапе, с 2022 года, предполагается заключение длительных муниципальных контрактов, минимум на три года, и переход на регулируемый тариф.

По словам начальника управления городского пассажирского транспорта Сергея Волканевского, грядущим летом отменят первые 26 маршруток. Все они работают в нерегулируемом секторе. Притом, многие (№ 36, 46, 61, 82, 90 и другие) «пронизывают» весь город из конца в конец. В качестве вышеуказанных «компенсационных изменений» подразумевается открытие 23 новых маршрутов, а также изменение схем движения, количества и класса подвижного состава. Само собой, «реформа» подаётся исключительно под благим «соусом»: автоматизированная регистрация оплаты проезда, исключение неэффективного дублирования, новые стандарты качества обслуживания. Но так уж повелось, что любые намерения нынешней власти на деле оборачиваются проблемами для людей. Есть подозрение, что та же участь постигнет ярославцев и на сей раз.

Во-первых, увеличатся затраты на проезд. Сегодня в муниципальном транспорте мы платим за билет 28 рублей. В то время как многие маршрутки берут на два рубля меньше. Понятно, что при переходе на единый регулируемый тариф цена не снизится. Скорее, наоборот – возрастёт ещё больше. Во-вторых, в связи с изменением схемы движения многие «длинные» маршруты попросту исчезнут. На смену одному старому придут два-три новых. И людям придётся проделывать привычный путь с одной или даже несколькими пересадками. Каждую такую поездку при этом предстоит оплачивать отдельно. Так что, по факту, граждане будут вынуждены раскошелиться ещё больше. О потерях времени на «стыковку» рейсов и говорить нечего. На первых порах расписание наверняка будет абсолютно не отработанным.

В-третьих, замена маршруток потребует равного количества единиц подвижного состава, работающего по регулируемому тарифу, и чёткого соблюдения графика движения. В противном случае на остановках будут скапливаться огромные очереди из пассажиров. Учитывая высокий уровень износа автобусного, троллейбусного и трамвайного парка городских предприятий, в возможность быстрого и качественного замещения верится с трудом. «ПАТП-1» и «Яргорэлектротрансу» просто неоткуда взять столько техники. Конечно, Ярославль периодически получает машины из Москвы. Однако такие «подарки» по принципу: «на тебе, Боже, что нам не гоже» вряд ли способны радикально исправить ситуацию. А «шустрых» маршруток уже не будет.

Конечно, частники в теории тоже могут заявиться на работу по регулируемому тарифу. Однако рискнём предположить, что жёсткие условия муниципальных контрактов «потянут» только крупные «зубастые» компании. В то время как многие индивидуальные предприниматели вынуждены будут уйти с рынка, не выдержав конкуренции. А это значит, что десятки (если не сотни) людей рискуют остаться без работы. И это – во время продолжающегося экономического кризиса и всевозможных ограничений из-за распространения коронавируса.

Судя по всему, именно передел сферы транспортных перевозок в столице «Золотого кольца» и является истинной причиной объявленной реформы. По всей вероятности, в городе произойдёт то же самое, что годом ранее сделали в области. Все прибыльные маршруты отдадут очередным перевозчикам из Москвы и Подмосковья. А ярославцы будут вынуждены довольствоваться «рожками да ножками», то есть неликвидом. Или вообще прекратить деятельность.

И в этом плане очень важно не питать иллюзий по поводу намерений «варягов». Конечно, к работе маршруток есть много вопросов и справедливой критики. Однако стоит признать, что это уже давно не те убогие «Газельки», бороздившие ярославские улицы лет 15-20 назад. Это – часть сложившейся транспортной инфраструктуры, которую в настоящее время пытаются сломать, не предложив взамен внятной альтернативы. В ближайшее время депутаты фракции КПРФ намерены поставить вопрос на обсуждение в Ярославской областной Думе.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *