Транспорт, который теряет Россия

Не один год жители городов России обращаются во все инстанции, в том числе и к руководству Госдумы, её профильному комитету с призывом вернуть им трамваи, троллейбусы, расширить и улучшить обслуживание удобным общественным недорогим транспортом.  С ностальгией народ вспоминает советские пятачки, трёхкопеечные монетки, которыми оплачивали поездки по городу. Куда всё делось?

И продолжает куда-то деваться… Люди не сразу спохватились, что стали исчезать с улиц их городов и посёлков экологически чистые и недорогие виды электротранспорта. Всё происходило постепенно: то трамвайный маршрут исчезнет, то троллейбус перестанет появляться на остановке. Им на смену стали приходить «маршрутки» — мини-автобусы, пыльные, тесные «онлайн» с гастарбайтерами за рулём и дорогими билетами. Бесплатный проезд был отменён, пенсионерам, инвалидам, малоимущим поездки по городу стали не по карману.

Общество возмутилось, а мэры объясняли, что всё делается во благо «любимых граждан», что маршрутки – это современно, рыночно, что «эффективные» частники экономят муниципальный бюджет.

Богачам общественный транспорт стал не нужен, они пересели в свои дорогие авто, трамваи-троллейбусы им стали мешать на дорогах. На чём ездить простолюдину? Буржуям всё равно. Есть же на худой конец несколько автобусов, маршруток, где-то и метро есть, — хватит им… Классово-социальная рознь отразилась самым неприглядным образом на общественном транспорте.

Люди стали бунтовать, жаловаться, отправлять видеоролики чиновникам, чтобы те в картинках видели, до чего граждан довели, лишив их городского электротранспорта.

Достучались до Госдумы, где и состоялась парламентская дискуссия о ситуации в городском общественном электротранспорте России.

С докладом выступил министр транспорта Виталий Савельев, который пытался оправдаться за развал, называя причины:

  • во-первых, хроническое недофинансирование, недостаток средств, необходимых для восстановления изношенных фондов, подвижного состава;
  • во-вторых, градостроительные решения, принимавшиеся в 90-ые годы прошлого века, тогда трамвайный транспорт считался помехой автомобильному движению.
  • в-третьих, недостаточное качество или вовсе отсутствие транспортного планирования.

На сегодняшний день электротранспорт в городах почти демонтирован, он стал убыточным, так как были установлены тарифы на электроэнергию, потребляемую троллейбусами, трамваями, такие же, как для предприятий. Хотя до 1993 года, тариф был для электротранспорта таким, как в любой коммунальной службе и в сельском хозяйстве.

Возникает вопрос – почему городской общественный транспорт, перевозя 8 млрд. пассажиров в год, не получает ни копейки из бюджета? Есть 184-ый закон, которым 200 федеральных полномочий сброшены на регионы, регионы спускают их на муниципалитеты, а финансами эти расходные обязательства обеспечиваются всего на треть. Общественный электротранспорт оказался в пасынках, на него средств не нашлось. Вот и решили власти избавиться от бремени электротранспортных расходов путём устранения трамваев и троллейбусов. Заменили их частными маршрутками…

Народ расценил действия властей, как издевательство, заявив, что хочет ездить в привычных трамваях и троллейбусах, но, уже в современных, комфортных машинах. И снова возникают недоумения: почему всё трамваи-троллейбусы отлично работали в советское время, а сегодня стали помехой?

— …На мой взгляд, вопрос должен решаться в области бюджетного финансирования и выделения этой строчки в специальный национальный проект и программу. Если министерство нас поддержит, депутаты нашей фракции самым энергичным образом откликнутся на ваши просьбы, — отметил лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов.

Единороссы промолчали. Не хотят, чтобы коммунисты их обходили, чтобы рыночные «правила» нарушались. Боятся в социализме оказаться, даже осознавая его преимущества?

Галина ПЛАТОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *