14 марта (1 марта по старому стилю) революция перекинулась на другие города страны. Матросы сбросили царскою власть в Кронштадте, массовые демонстрации начались в Москве.
В Петрограде Временному комитету присягнули последние из военных сил, находившихся в городе – наиболее элитные, гвардейские части. В числе присягнувших новой власти был и двоюродный брат императора – Великий князь Кирилл Владимирович, который позднее, в эмиграции, пытался претендовать на престол, в настоящий же момент на престол претендует его внучка.
В этот же день власть Временного комитета была официально признана Великобританией и Францией.
В это время Петроградский Совет рабочих депутатов был преобразован в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.
Совет опубликовал «Приказ №1». Этот приказ подчинял все части Петроградского гарнизона Совету и вводил двоевластие в армии: в военных вопросах власть по-прежнему принадлежала офицерам, хозяйственные же дела должны были быть переданы в ведение Солдатских комитетов, избранных солдатами.
Уже поздно вечером в Таврическом дворце состоялись переговоры между представителями Временного комитета и Исполкома Петроградского Совета о формировании нового правительства.
Лидеры Совета с самого начала революции провозгласили своей целью провозглашение республики, раздел помещичьей земли между крестьянами и скорейшее прекращение империалистической войны. Об этом сообщалось в изданном в революционные дни Манифесте Социал-демократической партии (меньшевиков).
Тем не менее, либеральные депутаты Думы, которых возглавил П.Н.Милюков, смогли убедить меньшевистских вождей, контролировавших Совет, отказаться от немедленного выполнения этих программных требований и поддержать формирующееся Временное правительство из либерально-думских деятелей.
Было объявлено, что Временное правительство должно будет обеспечить скорейший созыв Учредительного собрания, которое и решит все основные проблемы страны.
Тем не менее, во время переговоров представители Думы ещё не знали о «Приказе №1», который серьёзно ограничивал полномочия Временного комитета, изъяв из его подчинения армию. Представители Временного комитета пытались добиться от Совета отмены «Приказа», но получили отказ.
Тем временем, Николай II ранним утром доехал до станции Малая Вишера и там узал, что далее путь ему закрыт. Ему сообщили, что станции, расположенные далее по пути на Петроград, уже находятся в руках восставших. Тогда императорский поезд повернул назад и около семи вечера прибыл в Псков, в штаб Северного фронта.
В Пскове Николая II встретил командующий фронтом генерал Н.В.Рузский. Он, по телеграфу, уже провёл консультации с Алексеевым и выразил общее мнение, что императору следует провести реформу и подчинить Правительство власти Думы. Николай II в ответ заявил, что не понимает, как быть конституционным монархом, который царствует, но не управляет. Тем не менее, постепенно император стал склонять к принятию предложения генералов.
Но этих мер было уже недостаточно.
Николай Мишуров