Ярославские власти ставят себе в заслугу то, что крупные предприятия сумели выжить, упорно игнорируя бедственное положение малого и среднего бизнеса и людей, потерявших работу.
На минувшей неделе глава областной власти заявил федеральным СМИ, что «ни одно промышленное предприятие в Ярославской области не закрылось из-за пандемии благодаря мерам поддержки со стороны правительства региона, а индекс промышленного производства по итогам семи месяцев 2020 года оказался выше среднероссийского». Дескать, что бы они делали без нас, без заботы со стороны регионального правительства?!
Об одной стороне медали.
Но важно уточнить контекст таких деклараций. На самом деле речь шла только о крупном бизнесе, точнее, о 109 компаниях по всей области, официально включённых в список системообразующих предприятий региона. «За бортом» остались десятки тысяч предприятий, многие из которых не смогли выжить, а меры государственной поддержки, что признавал даже омбудсмен по защите прав предпринимателей, были явно недостаточны. О том, что в период кризиса многократно выросло число людей, утративших работу, что Ярославская область вышла на печальное первое место в ЦФО по уровню официально зарегистрированной безработицы, о стремительном падении доходов ярославцев губернатор умолчал. Вероятно, чтобы не портить нарисованную картину сплошных успехов его администрации.
Итак, весь приоритет — крупному бизнесу. И в нём, действительно, нет потерь в Ярославской области в 2020 году. А как же все остальные? Что говорить о сверхкризисном 2020 году, если повальное закрытие некрупного бизнеса было мощной тенденцией уже в 2018 и 2019 годах. Так, Росстат РФ сообщил о том, что в 2018 году в Ярославской области открылось 2955 компаний. При этом закрылось 6651 предприятие. В рейтинге субъектов РФ по соотношению закрывшихся предприятий к вновь созданным регион занял 28 место.
А тренд последних лет на «депопуляцию» бизнеса — преобладание количества закрывшихся компаний над количеством новых — усилился в 2019 году, свидетельствуют результаты исследования международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. В 2019 году закрылось в 2,3 раза больше компаний, чем открылось. В целом по стране свернула свою работу каждая пятая компания.
Другая важнейшая сторона проблемы — социальная. И оказывается, что в Центральном федеральном округе среди всех 18 регионов, в него входящих, по итогам июля 2020 года самый высокий уровень безработицы отмечен в Ярославской области — 8,5%, самый низкий — в Москве (2,32), как сообщила Федеральная служба госстатистики РФ.
Во время пандемии коронавируса в Ярославской области в 3,2 раза увеличилось число безработных по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Среди регионов Центрального федерального округа наибольший рост безработицы зафиксирован в Ивановской области. Следом за ней идёт Ярославская область.
И ещё важнейший аспект: по экспертным оценкам, настроение бизнес-сообщества в целом от оптимистичного далеко. Зависит градус этого оптимизма, к слову, и от выделенных на меры поддержки средств из местных бюджетов. Например, в Башкирии за несколько месяцев пандемии, по словам ярославского бизнес-омбудсмена Альфира Бакирова, в эти меры было вложено 30 миллиардов рублей, в Ярославской области — в тридцать раз меньше! Уполномоченный по защите прав ярославских предпринимателей согласен, что «очень многие моменты назрели давно, но реализовываться начали только в условиях кризиса». Вот только не все бизнесы до этого долгожданного момента дожили.
Игорь Холмов.