12 ноября члену Союза писателей России Борису Михайловичу Сударушкину исполняется 75 лет.
Книги Бориса Сударушкина выходили в Ярославле и в Москве, как в советское время, так и сегодня. Они всегда пользовались читательским успехом, потому что Борис Михайлович умеет захватывающе рассказывать об отечественной истории.
Сегодня, когда многие писатели издают книги за свой счёт или при поддержке спонсоров, в 2020 году столичное издательство «Вече» переиздало шесть исторических произведений Бориса Сударушкина в серии «Волжский роман». Три книги «Секрет опричника», «Исчезнувшее свидетельство» и «Последний рейс «Фултона» вышли тиражом тысячу экземпляров каждая.
Борис Сударушкин родился 12 ноября 1945 года в Ярославле, но своё детство провёл в посёлке Петровск Ростовского района, где ещё в школе начал писать стихи. На них обратила внимание учительница русского языка и литературы Изида Васильевна Аляктрицкая, которой Борис обязан тем, что стал более серьезно относиться к стихотворному творчеству.
В 1960 году после окончания Петровской семилетней школы Сударушкин поступил на факультет автоматики-телемеханики в Ярославский химико-механический техникум. Здесь, благодаря любви к поэзии, он знакомится с Александром Гавриловым, стихи которого уже печатают в областных газетах и через всю жизнь пронесет дружбу с ним.
После окончания техникума Борис по распределению был направлен в город Уральск Казахской ССР, на «машиностроительный» завод, занимавшийся конструированием и изготовлением морской спасательной аппаратуры. Работал в отделе контрагентских поставок, практически объездил все моря СССР – от Балтийского до Японского, участвовал в испытаниях на кораблях и подводных лодках, в том числе и атомных. Всё увиденное и пережитое затем легло в его первую повесть «Контрагенты».
Отработав положенные три года, Борис Сударушкин возвращается в Ростовский район, к родителям, к тому времени переехавшим из Петровска в Семибратово. Поступает на работу инженером в лабораторию КИП Семибратовского филиала НИИОГАЗ – научно-исследовательского института санитарной и промышленной очистки газа. Живя в рабочем поселке, он успевает редактировать комсомольскую стенную газету «Коллеги», писать стихи, сотрудничать с литературной группой при районной газете «Путь к коммунизму».
Ознакомившись со стихами Сударушкина, ответственный секретарь Ярославской писательской организации Иван Алексеевич Смирнов посоветовал послать их на творческий конкурс в Литературный институт им. А. М. Горького. Борис послал. Но в Литературный институт поступил в 1974 году уже с прозой – рассказами о людях, с которыми работал контрагентом.
Учась на заочном отделении, Борис перешел на работу в Верхне-Волжское книжное издательство и навсегда связал свою судьбу с литературой. В Ярославле в 1977 году у него вышла первая книга с повестью «Контрагенты».
В Семибратове Борис познакомился с будущей женой, которая тоже работала в филиале НИИОГАЗ. Через год они поженились: Борису было почти 30 лет, Наталье – 23. 3 июля 1977 года в семье писателя родился сын Михаил.
А дипломной работой в Литинституте, который Борис Сударушкин окончил в 1980 году, послужила повесть «Юность чекиста», посвященная событиям белогвардейского мятежа 1918 года в Ярославле. Многие факты из жизни главного героя книги рабочего Тихона Вагина, ставшего чекистом, автор взял из архивных документов и воспоминаний Ивана Алексеевича Гагина, старого большевика.
Однажды, прочитав в газете отрывки из повести, к автору наведался свидетель событий 1918 года, своими глазами, видевший бежавших руководителей мятежа, когда в город вошли красноармейцы. А дед Бориса по матери – Иван Николаевич Нефедов, работавший председателем первого Ярославского губсовнархоза, во время белогвардейского мятежа вместе с коммунистами и сочувствующими советской власти был заключен на Баржу смерти – неудивительно, что продолжением «Юности чекиста» стала повесть «По заданию губчека», вышедшая в 1982 году.
Завершила трилогию повесть «Последний рейс «Фултона», рассказывающая о том, как летом 1919 года, в разгар гражданской войны, чекисты спасают голодных детей, отправив их на пароходе в хлебородные поволжские губернии, в то время как враги молодой республики пытались использовать этот рейс в своих целях.
После издательства Борису Сударушкину довелось работать заведующим музеем Н. А. Некрасова «Карабиха». Творчество Некрасова он любил с детства.
В 1989 году секретариат Правления Союза писателей РСФСР принял Б.М.Сударушкина, у которого помимо названных книг в библиотеке журнала «Молодая гвардия» вышла повесть «Уединенный памятник», а сам он стал лауреатом премии этого журнала, в Союз писателей.
В 1991 году Борис Сударушкин стал одним из создателей литературно-исторического журнала «Русь», работал заместителем главного редактора по творческой работе. Здесь увидела свет его тетралогия «Тайны Золотого кольца»: «Секрет опричника», «Преступление в Слободе», «Исчезнувшее свидетельство», «Находится в розыске».
Среди изданий минувшего десятилетия можно назвать вышедшую в издательстве «Индиго» книгу Бориса и Михаила Сударушкиных «Сказание о Ростове Великом, затерянном граде Китеже и замечательных ростовцах». Её первая часть составлена из рассказов, посвященных загадкам и тайнам древнего Ростова. Во второй части представлены литературные портреты писателей, связанных с ростовской землей: Епифаний Премудрый, Дмитрий Ростовский, Ирина Луговская и другие. А также писатели-современники: фронтовик Константин Брендючков, поэты Иван Ханаев, Александр Гаврилов, Ирина Баринова, краеведы Мария Николаевна Тюнина, Петр Александрович Сергеев, Виктор Федорович Мамонтов.
И наконец, нельзя не назвать изданную крошечным тиражом (всего 20 экземпляров) автобиографическую книгу «Ностальгия». Казалось бы, если автор всю свою жизнь прожил в России, причем тут ностальгия?
«Ответ очень простой: я родился в стране, которой теперь уже нет на карте – в Советском Союзе, – пишет в книге Борис Михайлович Сударушкин. – Мне могут возразить, что я как жил в России – так в ней и остался. С одной стороны вроде так оно и есть, а с другой… Слишком большие изменения произошли в нашей жизни после начала девяностых годов прошлого столетия, чтобы считать, что живёшь в той же стране, в которой родился».
Олег Гонозов