(к 80-летию со дня рождения М. Магомаева)
1,5 десятилетия на Ярославском радио еженедельно в пятницу проходит музыкальная передача теле-радио-журналиста ВГТРК «Ярославия», талантливого баяниста и исполнителя казацких народных песен, Владимира Болонкина «Поют все». В ней участвуют как профессионалы, так и самодеятельные певцы и музыканты. Зрители могут звонить в студию и подпевать или заказывать песни. Эти передачи любимы ярославцами, особенно старших возрастов. Когда исполняются советские, русские народные песни, романсы или знакомые песни народов бывших республик Советского Союза, то мы, конечно, как слушатели, подпеваем исполнителям на радио. Всегда после таких передач легко становится на сердце, хочется жить и с нетерпением предвкушаем очередную встречу «Поют все».
Особенно нас привлекают в этой передаче выступления Владимира Корнилова. Он не только замечательно исполняет под аккомпанемент В. Болонкина вокальные произведения красивым лирическим тенором, но и сопровождает передачу рассказом об истории той или иной советской песни, романса или русской народной песни. Интересно и увлекательно интерпретирует судьбы вокалистов и авторов песен и романсов с позиции оценки их деятельности в наши дни, с учетом политической ситуации в стране и мире.
Яркий тому пример – передача на Ярославском радио (9 декабря с. г.), посвященная великому советскому эстрадному певцу, обладателю уникального голоса (баритон) Муслиму Магомедовичу Магомаеву по случаю 80-летия со дня его рождения. В. Корнилов обратил внимание радиослушателей, что М. Магомаев по воспитанию и своему мировоззрению был исключительно советский человек. Не случайно, в его репертуаре была песня на слова поэта Е. Евтушенко и музыку Д. Тухманова «Я гражданин Советского Союза», и которую он не раз с пафосом исполнял на эстраде. И когда В. Корнилов воспроизвел несколько строчек из этой песни, думаем, не только у нас, но и у многих меломанов передачи «Поют все» увлажнились глаза.
На Арбате я свой, на Крещатике — свой,
И армянские лозы меня обнимают,
И платаны тбилисские мудрой листвой
Все, что я ни скажу, до конца понимают.
Припев:
Я нигде не чужой, Мне никто не чужой.
Все мне знакомо. В мое сердце, как в дом,
Заходите и в нем будьте, как дома….
Я хочу, чтобы мой подрастающий сын
Себя чувствовал сыном всех наших народов.
Насколько они трепетно воспринимаются сегодня в преддверии празднования столетия образования СССР 30 декабря 2022 года. При этом нельзя забывать: М. Магомаев считал себя, что он – дитя двух республик: России и Азербайджана. Он всегда говорил: «Россия — моя мать, а Азербайджан – отец.
Следующий сюжет из этой передачи. Когда В. Корнилов коснулся личных взаимоотношений М. Магомаева с Т. Синявской, выдающейся оперной певицей, народной артисткой СССР, то не ограничился положительной оценкой крепости их брачных уз (34 года вместе). Опять он взглянул на их семейные отношения под углом предстоящей даты – 100 лет со дня рождения СССР. Вторая половина их совместной жизни совпала с распадом СССР. В этот период многие семьи, особенно известных политиков и артистов, сложившиеся на межнациональной основе, к великому сожалению, стали распадаться. Если в советский период считалось в союзных республиках Кавказа и Средней Азии даже за честь взять в жены русскую девушку, то с момента развала СССР появилась другая тенденция — срочный развод с русской женой и формирование брачных отношений с представительницей своей национальности. Муслиму Магомаеву даже в голову не приходила эта дикая мысль, считая до самой смерти, встречу с Тамарой Синявской и, тем более, совместную с ней жизнь подарком судьбы. В. Корнилов воспроизвел такой поучительный факт из жизни М. Магомаева, как советского патриота. Когда начались гонения на советскую и русскую культуру при бывшем министре культуры Азербайджана Полад Бюль-бюль оглы (1991-2006 гг.), кстати, известном певце в советское время, то М. Магомаев в беседах с ним, как с близким другом еще со школьных лет, выражал свое возмущение. Дело дошло вплоть до того, что на время в знак протеста отказался от азербайджанского гражданства.
Наконец, при изложении истории создания самой свадебной песни с 1971 года в СССР и сейчас на постсоветском пространстве он обратил внимание радиослушателей на следующий факт. Создатели этой прекрасной песни: композитор А. Бабаджанян – армянин, поэт Р. Рождественский – русский, певец М. Магомаев – азербайджанец. Разве это не яркий пример дружбы народов в СССР ! Сегодня трудно привести пример подобного на взаимной межнациональной основе культурного сотрудничества представителей когда-то трех братских народов в Советском Союзе. Мы видим, сколько приходится предпринимать усилий российскому руководству, хотя бы нормализовать отношения между Арменией и Азербайджаном.
В завершении радиопередачи о творчестве М. Магомаева В. Корнилов привел строчки из стихотворения известной ярославской поэтессы С. Осиповой, которые она прочитала на концерте В. Корнилова в Актовом зале ЯрГУ им. П.Г. Демидова по случаю 70-летия со дня рождения М. Магомаева в 2012 году.
«Маэстро Муслим
Как из пены прибоя
Возник этот Голос,
Рассвет пробудив….
Божественный Голос,
Исполненный страсти,
Исполненный света,
Тепла и любви….
Бессмертен Ваш Голос!
Бессмертен Ваш Гений!
Вы – символ советской эпохи
Маэстро Муслим.
Наш. корр.
В настоящее время Муслиму Магомаеву возвращено заслуженное имя выдающегося певца и композитора, патриота, человека высочайшей нравственности и культуры. Но мы не должны забывать, что волею разрушителей СССР он на десятилетия раньше срока прекратил свою творческую деятельность, предпочел уединение службе моральным уродам, насаждавшим в стране бескультурье, пошлость, продажность, алчность, бессердечие. Для того, чтобы разрушить Великий Союз, надо было вытравить из сознания советских людей высокие идеалы, осмеять и унизить символы советской эпохи, средствами массовой пропаганды сделать кумирами крикливую посредственность, несущую в массы худшие сорта западной «культуры». Муслим Магомаев, хоккейный тренер Виктор Тихонов, кинорежиссер и актер Сергей Бондарчук, певец Юрий Богатиков, певицы Мария Биешу, Людмила Зыкина, хор им. Пятницкого, ансамбль Игоря Моисеева, балет и др. подверглись травле, были отлучены от телевидения. Но народ сохранил уважение и любовь к ним, поэтому радуется, что имеет возможность в зачастую опошленных передачах видеть гениальные творения своих советских кумиров.