В годы Великой Отечественной войны на Ярославской земля не велось боевых действий. Тем не менее, в самом тревожном, сорок первом году, Ярославская область стала прифронтовой. В октябре 1941 года, фашисты подошли к Москве. Во время Битвы за Москву, линия фронта максимально приблизилась к границам Ярославской области.
Германское командование активно строило планы захвата Ярославля. 19 ноября 1941 г. начальник штаба сухопутных войск немецкой армии генерал Ф. Гальдер после совещания у Гитлера записал в своем дневнике: «Операция в районе Москвы должна иметь целью — выход на рубеж Ярославль—Рыбинск и, возможно, Вологда».
Немецкие танковые части уже находились примерно в 50 километрах от юго-западной границы области. Вокруг городов начали в спешном порядке рыть траншеи, практически всё трудоспособное население от стариков до подростков, работало практически круглосуточно, не зная отдыха. Масштабы строительных работ были огромными. Уже в ноябре 1941 г. на строительстве работало более 170 тысяч человек, а к концу года — 210 тысяч человек. В результате героических усилий были построены сотни километров противотанковых рвов и заграждений.
В эти месяцы многократно усилились налеты вражеских бомбардировщиков, которые начались с первых недель войны.
Вот сводка за 6 ноября: «Крупный налет фашистских самолетов на Ярославль. Над городом 13 немецких бомбардировщиков. Убито 80 человек. Ранено 150. Разрушено 12 жилых домов». А далее подобные же сводки за 10, 11, 12 ноября. Только за октябрь 1941 г. произошло около ста налетов немецкой авиации. В результате погибло 327 человек, было ранено 552 человека, уничтожено 15 жилых домов, 4 железнодорожных вокзала, 175 вагонов.
Особенно сильно бомбили немцы промышленную зону и железные дороги. Так, под Ростовом немецкая авиация разбомбила шедший на фронт воинский эшелон. Под Рыбинском под вражескую бомбежку попал эшелон, перевозивший эвакуированных из блокадного Ленинграда детей. Почти все они погибли. Там же под Рыбинском были разбомблены крупные резервуары с бензином и нефтью. Очевидцы вспоминали, что десятки тысяч тонн горючего вылились на землю, загорелись, стекали по откосу в Волгу, и издалека казалось, что горит даже вода в реке.
А защищать Ярославль сил почти не было.
Руководитель Ярославской областной парторганизации Николай Семёнович Патоличев позже вспоминал, что, когда в октябре 1941 г. он в Москве докладывал о ситуации в области, о вражеских бомбардировках, на вопрос Сталина о том, сколько же сбито немецких самолетов над Ярославлем, он был вынужден признать: «Ни одного». Превосходство немецкой авиации было полным.
Но вскоре по личному приказу Сталина для защиты Ярославской области были направлены 4 авиационных полка противовоздушной обороны. Постепенно ситуация стала меняться в лучшую сторону. Силами ПВО и авиации над территорией Ярославской области в годы войны было сбито 27 немецких самолетов.
В это время Красная армия в кровопролитных боях смогла отбросить захватчиков от Москвы, и угроза близкого немецкого вторжения в Ярославскую землю миновала.
Но массированные налеты вражеской авиации продолжались до середины войны. Особенно активно бомбили немцы железнодорожный мост через Волгу, который имел важное стратегическое значение, по нему на фронт перевозилось множество военных грузов. В одну из июньских ночей 1943 г. произошел налет, который наши зенитчики назвали «звездным»: казалось, самолетов было так много, как звезд на небе. Зенитки стреляли так часто, что раскалялись стволы орудий, и их приходилось менять. Мост уцелел, но опасность его разрушения сохранялась. Поэтому на всякий случай саперами был подготовлен мост-дублер. Он был деревянным, но по форме почти полностью повторял очертания настоящего моста. В случае необходимости его можно было на понтонах очень быстро перекинуть через Волгу и восстановить движение поездов. К счастью, этого так и не потребовалось.
В ночь с 9 на 10 июня 1943 г. крупнейшей за всю войну бомбардировке подверглись заводы Резиноасбестового комбината, прежде всего – Шинный завод. На этот раз в значительной степени немцы добились, чего хотели. Очевидец пишет:
«Картина разрушений была потрясающей. Повсюду сгоревшие остовы несущих колонн, рухнувшие перекрытия, обгорелое оборудование, электромоторы. И все завалено обрушившимися конструкциями». Завод на три месяца был выведен из строя. Но ровно через 100 дней героическими усилиями инженеров, техников и рабочих все разрушенные предприятия комбината были восстановлены и снова давали необходимую фронту продукцию.
Ярославцы – труженики тыла продолжали работать под бомбами, внося свой вклад в победу над фашизмом.
Николай Мишуров