Сделать жизнь россиян достойной их труда и стремлений – задача вполне решаемая, уверен кандидат в президенты России, выдвинутый КПРФ и блоком народно-патриотических сил, Павел Грудинин. Для этого нужны решительность, принципиальность и, конечно же, управленческий опыт и талант, которых, отметим, ему не занимать. Вот уже более двух десятков лет Павел Николаевич возглавляет подмосковный совхоз им. Ленина, ставший за эти годы лучшим хозяйством страны. О том, как работают и живут здесь люди, каким, по его убеждению, должен стать завтрашний день России, П.Н. Грудинин рассказал в беседе с корреспондентом «Правды».
– Власти давно пора понять, что человек не может хорошо работать и очень плохо жить. У нас в хозяйстве руководителю нужно думать сразу обо всём, как, кстати, и было в советское время. Куда, допустим, работники после трудового дня пойдут отдыхать? У нас по-прежнему действует свой Дворец культуры, который мы не отдали на баланс муниципалитета, как это сделали другие. Ещё один главный вопрос – где они будут жить? А жить они должны в комфортных условиях и безо всяких головных болей по поводу того, как выплатить ипотеку и т.п. Директору нужно сделать так, чтобы не было у наших тружеников проблем с детским садом, школой и поликлиникой.
Мы не поменяли социалистические принципы. Например, детские сады, расположенные на территории хозяйства, несмотря на то, что теперь они в муниципальной собственности, отремонтированы, на совхозные деньги, мы приобрели для них оборудование, закупили игрушки. Нашим хозяйством построена новая школа и поликлиника. Из совхозной казны доплачиваем врачам. Даём им квартиры в рассрочку, также как учителям и воспитателям. Все совхозные специалисты получили новое жильё.
Ты не можешь дать людям лишь хорошую зарплату (у наших рядовых тружеников она в среднем 78 тысяч рублей в месяц), и сказать: живите, как хотите. Ты должен думать обо всём. В этом основа благополучия. Знаете, в советское время с директора совхоза в райкоме спрашивали не только за производственные показатели, но и за то, как организован в хозяйстве соцкультбыт, в каком состоянии дороги и т.д. Если бы четверть века назад власть не изменила бы этим советским принципам, то так как мы жила бы нынче вся Россия.
– А вам тут скажут, дескать, вы то в особых условиях – у Москвы под боком, потому всё и получается.
– Разве? Но посмотрите, что произошло в двух соседних с нами колхозах, которые ещё в середине 90-х годов прошлого века по праву считались более устойчивыми, чем совхоз имени Ленина. Были там и тепличные комплексы, и огромные поля, и молока колхозники от своих коров надаивали в два раза больше нашего. А сейчас ничего там не стало. Потому что хозяйства эти захватили рейдеры, которых поддержала власть. Колхозную землю, недолго думая, «распилили» на куски, вывели её из сельхозоборота, затеяли на ней строительство и получив огромные барыши, тут же перевели их за границу. Бывшие же колхозники остались нищими. Теперь они ездят на работу в Москву, где у них никаких перспектив с тем же улучшением жилья и т.д. А мы рейдерам не дали совхоз растащить. Я даже вынужден был выучиться ещё и на юриста, чтобы грамотно обороняться. Недавно пятую рейдерскую атаку отбили.
Вот теперь и сравните эти две модели – советскую социалистическую и теперешнюю капиталистическую, а точнее олигархическую. Именно её поддержали властные структуры, которые готовы служить за деньги интересам олигархов. И разве продажные чиновники будут думать о стране, когда у них заботы лишь о том, как нажиться? Не понимаю, зачем нужно было делать народ нищим? Если для того, чтобы набили свои карманы лишь кучка людей, которые ещё и бесстыже кичатся на весь мир отобранным у народа богатством, тогда это просто позор! Ведь в той же в Америке с Европой давно поняли, что уважают не за то, что ты сидишь в своём дворце на золотом унитазе, а за хорошие мозги, за то, что ты доброго сделал для общества. Когда же наши так называемые капитаны российского бизнеса накупаются в роскоши? Увы, похоже, это у них болезнь.
– Так ведь и у вас недавно построен дворец удивительной красоты. Может, стоило бы поскромнее?
– Это вы о нашем новом детском саде? Понимаете, в чём дело. Когда я смотрел на шикарные замки олигархов, то очень хотелось построить и у себя не хуже. Но только для детей. Пусть будет у них сказка. Им это по возрасту положено. Тогда малышня с охотой будет ходить в детский сад, потом с удовольствием и в школу. А для этого нужно, чтобы и она была привлекательной. Возвели мы её в стиле хай-тек и оборудовали по последнему слову техники.
– Заметна ли в совхозе зависимость между строительством и рождаемостью?
– Сколько бы власти не уговаривали семьи обзаводиться детьми – всё бесполезно, если у супругов не будет двух вещей – возможности улучшения жилищных условий и гарантии, что не останутся они с пустым кошельком. А у многих наших работников уже по трое, четверо, а то по пять детей! Что тут удивляться, когда у них заработок достойный. К тому же, супруги точно знают, что после рождения первенца, они из однокомнатной квартиру переедут в двухкомнатную, а как только появится у них второй малыш – жди трёхкомнатную.
Мы модернизируем производство, уменьшаем число занятых в нём. Сейчас стали разливать в бутыли артезианскую воду, что оказалось раз в десять выгоднее производства молока. А поскольку недавно установили на ферме роботов, то многие люди освободились, и мы их перевели на это новое производство. За счёт модернизации, новых технологий мы увеличили производительность труда. В итоге за пятнадцать лет, где в три, а где и в пять раз наш коллектив с тех же площадей увеличил производство продукции.
– Павел Николаевич, на примере вашего совхоза делаю вывод, что социалистические принципы хозяйствования в нашей стране оказываются более передовыми и эффективными чем капиталистические.
– Считаю, в России быть богатым, когда кругом бедные просто опасно. Скажите, сейчас кто-нибудь хорошо относится к олигархам? Найдите любого на улице, кто бы сказал, что ему нравится Абрамович, Дерипаска или ещё кто-то из этой кучки. Их дела хорошо известны: они выкачивают народное достояние, увозят его за рубеж и вкладывают деньги в свою хорошую жизнь, в предприятия за границей или в ту же американскую медицину. И в этом, полагаю, виноваты не только эти люди, но и власть, потому что она им даёт понять, что в любой момент может всё у них отобрать. Один выход – увезти всё, неважно, украденное или заработанное за границу. Госкорпорации, кстати, делают то же самое – оформляют свои активы на офшоры, потому что тоже боятся.
Государство должно сделать так, чтобы была гарантия неприкосновенности честно заработанного. И, конечно же, нужно повышать налоги для богатых. Это красной строкой значится в Программе КПРФ. В ведущих странах мира толстосумы платят гораздо больше налогов, чем остальные. Ведь состоятельными людьми они чаще всего становятся не силой своего ума и таланта, а потому что вместо вложений в дело, в производство пускают деньги на ублажение себя любимого. Что ж, тогда, голубчики, больше отдавайте и в социальные фонды. Это справедливо. Но только, увы, не в нашей стране.
Российская власть связана с олигархатом столь крепко, что в этих объятиях просто задыхаются средние и мелкие предприниматели, небольшие предприятия. Гнобят их для того, чтобы они не мешали и дальше жиреть акулам большого бизнеса, дерущего деньги за всё что угодно. Дошло до абсурда, когда за проезд по государственным трассам собирает дань какой-то частный «Платон».
– Когда система управления государством не работает, такие печальные абсурды сплошь и рядом.
– Поэтому ситуация становится нетерпимой. Понимаете, что произошло в стране? Оттого, где родился ребёнок, во многом зависят и его возможности. Если он москвич, то, пожалуйста, у него рядом театры, кинозалы, хорошие школы и детские сады, а если малыш живёт, допустим, в Смоленске или в городе Гаврилов-Ям Ярославской области, то у него возможности куда скромнее.
Ещё со времён Древнего Рима известно, что государство обязано делать три вещи: учить, лечить и защищать своих граждан. Поэтому считаю, что стандарт детских садов должен быть во всей стране одинаковый, и дети должны получать одинаковое питание и услуги. Зарплата врачей, учителей и воспитателей тоже должна быть повсеместно абсолютно одинаковой, потому что это люди, которые заботятся по сути о будущем всей России, и какая разница в каком субъекте Федерации они живут. У нас произошла какая-то странная вещь: мы вроде бы одна страна. Но оказывается, что разбита она на какие-то куски, где есть богатая Москва, которая может себе позволить всё что угодно, а рядом с ней Костромская, например, или Ивановская области, где нет денег вообще ни на что – там закрываются школы, детские сады, учителя получают зарплату в три раза меньшую, чем в столице. Как это понять? Пенсии тоже не должны зависеть от того, где человек живёт. Если в Москве, то она у него почему-то гораздо больше…
– Каким образом на ваш взгляд этот перекос можно исправить?
– Первое, что необходимо сделать, – это то, о чём говорил Евгений Примаков: половину всех налогов оставлять в регионах и выравнивать бюджетную обеспеченность.
– Что же мешает положить этому конец, а также чиновничьему взяточничеству, казнокрадству и безответственности?
– Только одно – отсутствие у нынешней власти политической воли.
– У кандидата в президенты России Павла Грудинина такая воля, надо полагать, есть?
– Решительно и определённо есть!
Беседовал Александр Офицеров.