Хроника семнадцатого года: 11 марта (26 февраля): указ о роспуске Думы.

11 марта (26 февраля по старому стилю) власть всеми мерами пыталась остановить революцию. С утра были разведены мосты через Неву, но восставшие рабочие переходили реку по льду.

Председатель Совета министров Н.Д.Голицын приказал объявить Петроград на осадном положении, но расклеиваемые объявления об этом тотчас же срывались народом.

Н.Д.Голицын
Н.Д.Голицын

Всем солдатам, введённым на городские улицы для подавления народных волнений, были розданы патроны. В ряде случаев воинские команды открывали огонь по демонстрантам (на Знамеской площади погибло 40 человек и ещё 40 было ранено).

С другой стороны, часто солдаты отказывались стрелять народ, а кое-где – переходили на сторону восставших. В частности, огонь по офицерам и полицейским открыли солдаты 4-й роты запасного батальона лейб-гвардии Павловского полка. Правда, в тот же день этот солдатский мятеж был подавлен.

На демонстрации выходило всё больше и больше людей, на некоторых улицах появились баррикады.

Баррикада на Литейном проспекте около дома № 5
Баррикада на Литейном проспекте около дома № 5

В этот день провокатор Шурканов, внедрённый полицией в социал-демократическую организацию пишет в своём донесении:

«Движение вспыхнуло стихийно, без подготовки, и исключительно на почве продовольственного кризиса. Так как воинские части не препятствовали толпе, а в отдельных случаях даже принимали меры к парализованию начинаний чинов полиции, то массы получили уверенность в своей безнаказанности, и ныне, после двух дней беспрепятственного хождения по улицам, когда революционные круги выдвинули лозунги «долой войну» и «долой правительство», — народ уверился в мысли, что началась революция, что успех за массами, что власть бессильна подавить движение в силу того, что воинские части не сегодня-завтра выступят открыто на стороне революционных сил, что начавшееся движение уже не стихнет, а будет без перерыва расти до конечной победы и государственного переворота».

В 5 часов вечера председатель Государственной Думы М.В.Родзянко отправил телеграмму Николаю II, в ней он писал, что «в столице анархия» и «части войск стреляют друг в друга». Император назвал написанное вздором. В тот же день он подписал указ о роспуске Государственной Думы и Государственного Совета до апреля.

М.В.Родзянко
М.В.Родзянко

Родзянко в ответ написал отправил ещё одну телеграмму, где просил отменить указ о роспуске, подчеркнув, что Дума в настоящий момент это – «последний оплот порядка». Он предложил Николаю II сформировать новое правительство, состав которого будет утверждён Думой. В противном случае, утверждал Родзянко «крушение России, а с ней и династии, неминуемо».

 

Родзянко разослал эту телеграмму также и командующим фронтам, надеясь, что они смогут убедить императора принять его предложения, но Николай II оставил телеграмму без ответа. Указ о роспуске Думы отменён не был.

Николай Мишуров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *