Мошенники нашли новый способ атаки на россиян

счетчик
У мошенников, использующих методы социальной инженерии, появился новый скрипт — они звонят людям под видом коммунальных служб и назначают время для поверки и замены электросчетчиков, рассказали «Известиям» пострадавшие.
Жителю Подмосковья Александру Серебрякову злоумышленники позвонили в начале июля и представились сотрудниками АО «Мосэнергосбыт» — крупной энергосбытовой компании, обслуживающей жителей Москвы и Московской области.
— Началось всё красиво: мне сообщили, что в нашем доме идет поверка электросчетчиков, и попросили назначить время для визита мастера, — рассказал мужчина. — Меня это не смутило. Счетчик находится в общем коридоре, но эти коридоры зачастую закрыты на замок. Плюс в актах выполненных работ нужно расписаться.
По словам Александра, говорили мошенники деликатно и со знанием дела, подозрений у него не возникло.
— Было видно, что они разбираются в электрике, знают технические детали, — оценил собеседник качество работы злоумышленников. — К тому же они сообщили, что отправляли мне письмо о грядущей поверке на «Госуслуги», и спросили, не получал ли я его. В процессе разговора они попросили назвать код, который пришел мне по SMS от «Госуслуг». А там было ясно написано: «Никому не сообщайте код!».
Мужчина позвонил в «Мосэнергосбыт» и спросил, проводится ли в его доме поверка электросчетчиков, на что получил отрицательный ответ. По словам Александра, после этого мошенники начали атаковать его звонками, причем звонили с разных номеров.
Другим пострадавшим злоумышленники представлялись сотрудниками ПАО «Мосэнерго». Сергею Б. из Подмосковья они сообщили, что ему положена выплата в размере 70 тыс. рублей «в связи с достижением 50-летия».
— Звонивший попросил назвать номер моей банковской карты, на которую он якобы намеревался перечислить деньги, — рассказал пострадавший. — Я поверил и впоследствии назвал ему еще номера паспорта, СНИЛС и ИНН. После этого сотрудник портала «Госуслуги» сообщил о неправомерном доступе к моим личным данным. И что от моего имени были направлены запросы в различные кредитные организации.
Далее возник «сотрудник Росфинмониторинга» и заявил, что от имени «юбиляра» были направлены средства «на финансирование террористов». Испугавшись, Александр по указанию звонившего отправился в банк и оформил кредит на 300 тыс. рублей, которые перевел на карту мошеннику. Сейчас полиция проводит по его случаю проверку.
Доценту одного из московских вузов Наталье Ш. мошенники сообщили, что в честь ее 60-летия ей положена скидка на ЖКУ. И что для ее получения нужно зарегистрироваться в электронной очереди в «Мосэнергосбыт» с помощью кода из SMS. В итоге мошенники получили доступ к мобильному банку жертвы и вывели оттуда 250 тыс. рублей.
Следователи возбудили уголовное дело по статье о тайном хищении чужого имущества в крупном размере.
Как рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах, первые заявления о «коммунальном терроре» граждане понесли в полицию в конце мая 2024 года, а в июне обращения стали массовыми. Возбуждены десятки уголовных дел, еще по такому же количеству заявлений проводится проверка.
Большинство пострадавших — пенсионеры, жители Москвы и Подмосковья. Так, пенсионер из столицы Александр Б. лишился на «коммунальной» схеме почти 2 млн рублей.
Пенсионерку Светлану М. «сотрудники «Мосэнерго» напугали тем, что от ее имени «имеется заявка на перевод денежных средств на территорию Украины». «И в целях пресечения дальнейшего ухода денег за пределы РФ» пенсионерка сняла со своего банковского счета 12,5 млн рублей и передала их курьеру. А пенсионерка Елена М. под предлогом «сохранения сбережений от мошенников» продала свою «Ауди Q7», обналичила свои банковские счета и перевела мошенникам гигантскую сумму — 19,3 млн рублей.
Над некоторыми пожилыми людьми мошенники откровенно издевались. Так, 63-летнему Андрею К. при передаче 3,5 млн рублей, которые он взял у банка в кредит, нужно было назвать «курьеру» пароль «победа», а отзывом должно было служить слово «будет».
— Схема мошенничества со звонками от имени энергосбытовых компаний новая, — рассказала коммерческий директор IT-компании SafeTech Дарья Верестникова. — Многие граждане уже знают о том, что раскрытие кодов несет в себе киберриски, поэтому злоумышленники придумывают всё новые легенды, порой чрезвычайно правдоподобные, чтобы убедить граждан всё же назвать код из SMS.
С 1 октября 2023 года на «Госуслугах» стала обязательной двухфакторная аутентификация. Это дополнительный способ подтверждения, когда помимо логина и пароля при входе на портал нужно ввести код из SMS. Этот код мошенники и пытаются выманить обманом, придумывая всё более и более реалистичные сценарии общения с жертвами, отметили в SafeTech.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *