Антон Голицын. Бюджет 2014: Ярославль катится в долговую яму

Город Ярославль стремительно скатывается в долговую яму, даже отказываясь от льгот и компенсаций малоимущим. Это стало ясно в процессе принятия городского бюджета на 2014 год. Год назад бюджет принимался на фоне жесткого конфликта единороссовского большинства в муниципалитете и мэра Евгения Урлашова. Сегодня Урлашова нет, но проблемы остались и даже усугубились. У «Единой России» нет врага в городе и не на кого свалить принимаемые непопулярные решения.

Одним из таких решений стала отмена компенсации в 2 рубля на проезд в общественном транспорте для пенсионеров. В этом году билет на одну поездку для них стоил 6 рублей, с 1 января цена повысится до 8. Казалось бы, мелочь, тем более что те пенсионеры, которые ездят часто, могут купить проездной, и это будет для них дешевле. Но с июля общественный транспорт подорожает вновь, и, скорее всего, билет для самых социально незащищенных будет стоить уже 10, а то и 12 рублей. 
В отмене двухрублевой компенсации и нынешняя мэрия, и депутатское большинство были единодушны: по закону город не обязан льготировать пассажиров. И при громадной нехватке средств от «добровольных и лишних» социальных обязательств нужно избавляться. Все бы хорошо, если бы принцип жесткой экономии соблюдался везде. Скажем, мэрия по инициативе «Единой России» увеличила расходы на содержание аппарата муниципалитета на 5 миллионов рублей. 
Фракция КПРФ выступила с инициативой сохранить компенсацию для пенсионеров. Цена вопроса на следующий год – 45 миллионов рублей. Коммунисты предложили не увеличивать дефицит (экономить, действительно, надо), а перераспределить деньги: не увеличивать расходы на аппарат, отказаться от «депутатского миллиона», сократить расходы на освещение деятельности (читай – пропаганду) в средствах массовой информации. Однако подготовленные фракцией поправки не были даже рассмотрены под предлогом, что на них не поступило заключение от мэрии.
Другой больной вопрос следующего года, из-за которого принятие бюджета оказалось под угрозой срыва – ремонт школ и детских садов. Этих ремонтов и в этом году толком сделано не было, а в следующем деньги на них и вовсе урезаны до минимума. Единороссы предложили добавить на ремонт 20 миллионов, отняв эти деньги у учреждений, обеспечивающих работу школ – центров обеспечения функций, а также сократив работников дома образования и ряда методических организаций. Против этого резко выступил директор департамента образования Сергей Терех, назвав депутатов учениками, которым приходится доказывать, что дважды два – четыре. Его поддержал и его предшественник Александр Прямицин. Я выступил с предложением создать рабочую группу и внимательно разобраться, что и как можно сократить в отрасли, а не рубить сплеча, не побывав даже ни в одном из этих учреждений. Под напором этих аргументов фракция «Единая Россия» раскололась, и половина ее депутатов проголосовала против собственной инициативы. Спустя неделю было принято компромиссное решение – сократить 10 миллионов рублей у центров обеспечения функций и добавить их на ремонты школ. К сожалению, это мало чем поможет нашим образовательным учреждениям. КПРФ предлагала добавить более 20 миллионов на ремонты, взяв их из средств резервного фонда мэрии, где «зарезервировано» 38 так называемых «депутатских» миллионов. Предполагается, что, как и в облдуме, городские избранники будут тратить их на решение конкретных проблем своих округов. Ничего плохого в этом нет, кроме того, что депутаты опять стремятся здесь подменить собой исполнительную власть – мэрию, и вместо системной работы по ремонту тех же школ будут «тушить пожар деньгами».
Справедливости ради скажем, что есть примеры и положительного взаимодействия между различными фракциями в муниципалитете. Так, практически все депутаты поддержали решение о выделении денег на проектирование новой школы в микрорайоне «Сокол», а это предложение прошло в составе поправок «Единой России». 
Впрочем, все это бои местного значения. Главная же проблема – нарастающий как снежный ком муниципальный долг. К 1 января 2015 года он превысит 5 миллиардов рублей (собственные доходы бюджета около 8 миллиардов). Только на выплату процентов по нему в следующем году уйдет 400 миллионов рублей! Не нужно быть пророком, чтобы понимать, в следующем году город будет жить в условиях постоянного кассового разрыва, то есть несовпадения доходов и расходов. А, значит, общественный транспорт будет ходить хуже, хуже убираться дороги, ремонты школ и садиков если и будут где-то делаться, то в долг, то есть плохо. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *