Шолохов: жизнь и судьба писателя-коммуниста

24 мая 2015 года исполнилось 110 лет со дня рождения одного из самых выдающихся советских (русских) писателей ХХ века М. А. Шолохова. В ноябре текущего года исполнится 50 лет с момента вручения ему Нобелевской премии по литературе. Думается, пришло время освобождать образ М. Шолохова от сусальной позолоты, имевший место в советский период и от сплошного очернения его творчества и общественно – политической деятельности, которое произошло в перестроечное время. Его жизненный путь от момента рождения и буквально до кончины – сплошная цепь неординарных событий, каждое из которых обросло мифами и легендами. Мне представляется, если бы экранизировать его жизнь, то получился бы многосерийный детективный по характеру фильм, который вряд ли оставил зрителя равнодушным к его яркой, в чем – то приключенческой жизни.

Появился на свет, когда мать сбежала от мужа, поскольку была в свое время насильно выдана за него замуж. Она соединила свою жизнь с другим человеком, А.В. Шолоховым, который был настоящим отцом маленького Миши, хотя до восьми лет носил фамилию первого мужа – Кузнецов. Это дало повод досужим домыслам, кто же был его настоящий отец. В 15 лет возглавил продотряд, который проводил продразверстку, т.е. в принудительном порядке под страхом смерти отбирал хлеб в казацких хозяйствах излишки хлеба для голодающих горожан. Однажды попал в плен махновцам. Допрашивал его сам Нестор Махно, знаменитый тогда предводитель партизанского отряда анархистов. Обычно после допроса с пристрастием продотрядовцев, тем более их командиров, расстреливали. Однако чем – то этот лобастый с вьющимися волосами и прищуром в глазах и не по возрасту с умным взглядом приглянулся знаменитому анархисту и отпустил его на волю. Как будто предчувствовал, что этот парнишка прославит русскую литературу в будущем. В силу каких причин произошло это чудо, до сих пор тайна, поскольку М. А. Шолохов унес ее с собой.

Через 3 года в 18 лет он снова был приговорен к расстрелу, но уже своими товарищами по борьбе. По воспоминаниям М. Шолохова, «слишком комиссарил и был судим ревтрибуналом». Можно предположить, что он, как станичный налоговый инспектор, довел ни одного станичника до тюрьмы, а то и до расстрела. Времена тогда были очень жестокие: чуть что «ваше слово

товарищ маузер» (В. Маяковский). Он отмечает, что родителям удалось достать поддельные метрики и выдать его за несовершеннолетнего. Тем более на вид ему больше пятнадцати лет было не дать. Суд заменил расстрел исправительными работами в колонии для несовершеннолетних под Москвой. Отправили его под конвоем, но до колонии не добрался. Он был досрочно освобожден и поселился в Москве. Там решил продолжить образование, которое на тот момент ограничивалось четырьмя классами гимназии. На рабфак его не принимают без комсомольской путевки. Но он не опускает руки: много занимается самообразованием, обложившись книгами по истории и литературе. Заодно посещает регулярно литературную группу «Молодая гвардия», где занятия вели В. Шкловский, О. Брик и Н. Асеев. В сентябре за подписью Мих. Шолох в газете «Юношеская правда» (сегодня «Комсомольская правда») появился первый его литературный опус – фельетон «Испытание». Опубликовав несколько фельетонов, перешел к жанру рассказов и до 1927 года выпустил 3 сборника рассказов. Наиболее известный из них был сборник «Донские рассказы».

В конце 1923 года возвращается из Москвы на родину к родителям и своей невесте Лидии Громославской. И вот снова необычный поворот в его жизненной судьбе. Венчается в Покровской церкви станицы Букановская (на тот момент был комсомольцем) с ее старшей сестрой Марией. На этом настоял ее отец. Тогда еще придерживались в казацких, да в русских крестьянских семьях традиции: пока старшая сестра не выйдет замуж или старший брат не женится, то младшие не имели права вступать в брак. В воспоминаниях одностаничников говорится, что он не мог ослушаться ее отца, который, довольно, однозначно заявил: «Бери Марию и я сделаю тебя человеком» Прожил с ней в любви с ней 60 лет, ни разу не был замечен в каких – либо амурных делах. Оказался добропорядочным семьянином и воспитал с ней 4 – х детей. Если учесть жизнь маститых писателей, то она у них подчас носит богемный характер, исповедуя, видимо, жизненное кредо русского писателя Л. Андреева в отношении брака: «Жена через год подобно разношенному башмаку, который следует менять».

Литературная помощь со стороны отца супруги вполне могла быть, поскольку он, как бывший атаман станицы Букановской, обладал не только авторитетом среди станичников, но и был довольно грамотным человеком, не чуждый литературе. Знаком был со знаменитым в дореволюционные годы с казацким писателем, депутатом Государственной Думы Российской

империи Ф. Крюковым. Тот в годы Гражданской войны тот заведовал Усть – Медведицкой гимназией, в которой училась старшая дочь тестя, будущая жена М.А. Шолохова. Правда, Михаил Александрович ни разу и нигде не обмолвился о его роли в своей литературной судьбе.

Подходим еще к одной наиболее серьезной загадке в его творческой деятельности: является ли он автором «Тихого Дона» или использовал чужой литературный труд, например, неопубликованные рукописи кого – то из местных донских писателей. По крайней мере, недоброжелатели его творчества, включая А. Солженицына и В Солоухина, об этом открыто в печати говорили, называя его плагиатором. Они утверждали, что в возрасте 23 года он никак не мог сотворить такой масштабный труд, не обладая жизненным опытом. В то время как данный роман поражал вжитостью в быт и психологию казацкой среды. К тому же у него всего было четырехклассное образование.

Мы придерживаемся позиции, что вполне у него были какие — то рукописи, но в качестве отправного материала, но никак плагиата, т.е. взял и переписал начисто своей рукой чьи – то литературные наброски. Представим себе на минуту, что он действительно в отношении рукописей выступил как плагиатор. Тогда это было бы произведение, воспроизводящее картины казацкой жизни и борьбы казаков с советской властью глазами сторонников белого движения. Ф. Крюков, рукописи которого якобы использовал М. Шолохов, был решительным противником большевиков. М. Шолохов же был убежденным сторонником советской власти и с 1932 года — коммунистом. Если можно так выразиться: политический стиль и идеологическая канва произведения «Тихого Дона» такова, что такой роман мог написать только человек большевистских убеждений. Другое дело, что он пошел куда по более сложному пути в литературном освещении событий гражданской войны, чем, например, такие писатели, Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев, А. Гайдар и др. Он поставил перед собой совершенно неординарную задачу: показать правоту идей социализма не через борьбу красных с белыми, а борьбу белых с красными, которые, в конечном итоге становятся сторонниками советской власти. Об этом он прямо говорил на встрече с рабочими Ростова – на – Дону в 1930 году. Другое дело, что до конца подобный замысел ему не удалось реализовать. Несмотря на критику и пожелания со стороны товарищей по перу (А. Фадеева, А. Толстого и др. писателей) и даже самого Сталина он так и не привел Г Мелихова, главного

героя, в стан большевиков. Дочь М. Шолохова рассказывает о том, когда Сталин спросил ее отца: «Когда Григорий Мелихов станет большевиком? Отец отвечал: «Я уговариваю вступить его в партию, а он не хочет».

Уже в силу такого литературного замысла в освещении событий Гражданской войны и участия в ней донских казаков М. А. Шолохов, как писатель, оригинален и не мог использовать чьи – то записи в качестве плагиата. Как источник – да: в целях более глубокого понимания внутренних социально – политических и духовных процессов в казачьей среде и в стране в целом. Он не скрывал, что очень много в познании внутренних пружин Вешинского восстания дали ему беседы с Харлампием Ермаковым, сослуживцем отца, кавалером 4 – х Георгиевских крестов, служившим в Первой конной армии, и, наконец, активным участником тех драматических событий, направленных против советской власти. Не случайно многие литературоведы сходятся во мнении, его судьба положена в образ литературного героя Григория Мелихова. Мировосприятие людей типа Харлампия Ермакова, их народный взгляд на революционные события и легли в основу романа, явивший жестокий, поистине чудовищный, как и любой гражданской войны, лик.

Что касается раннего возраста автора для написания романа «Тихий Дон», то можно привести довольно много примеров из истории знаменитых людей, когда они уже в юношеском возрасте творили выдающиеся произведения, как в художественном отношении, так и по глубине проникновения в общественные процессы. Юноша Лермонтов в шестнадцать лет написал стихотворение «Предсказание», в котором за 87 лет до Февральской революции предвидел, что Россию зальют потоки крови в случае свержения царя, и которое вполне сможет свершиться не без поддержки Запада. Кстати, юноша Пушкин в этом возрасте и позднее вплоть до 26 лет прославлял вслед за декабристами Рылеевым и Пестелем цареубийство.

Между прочим, в условиях глубочайших социально – политических потрясений в виде революций, гражданских войн и масштабных репрессий происходит мощное омоложение путем ротации кадров в управлении, а в творческой сфере — властителей дум. Тухачевский командовал в 18 лет дивизией, а Гайдар – полком в 16 лет. Вознесенский в 27 лет возглавил Госплан СССР за два года до Великой Отечественной войны. Революционные

выдвиженцы, независимо от сферы их будущей производственной или творческой деятельности, везде, прежде всего, это представители молодежи. Также, как в годы постперестройки, по ломке социально – экономических отношений в стране она была революцией, многие отечественные олигархи сколотили свои многомиллиардные состояния в возрасте до 25 – 27 лет. Все вышесказанное только подтверждает, что нет ничего удивительного в том, что М. А. Шолохов заявил о себе, как выдающемся писателе, так громко на всю страну в довольно молодом возрасте.

Утверждение оппонентов о недостаточности его образования для написания такого масштабного по содержанию и по обилию героев в романе «Тихий Дон», на наш взгляд, не выдерживает критики. У М. Горького вообще было 2 года, причем, церковно – приходской школы. Широту знаний он приобрел в результате колоссальной работы над собой в подростковом и юношеском возрасте, о чем обстоятельно воспроизвел в книге «Мои университеты». М. Шолохов создал свой труд не с кондачка. Немало обработал исторической и мемуарной литературы по казачеству. Много он работал с архивами ОГПУ (в наше время ФСБ) в Ростове – на Дону и в Москве, доступ к которым у него имелся благодаря знакомству с некоторыми работниками ведомства, оставшемуся с Гражданской войны.

Считаю, самая главная загадка в творчестве М. Шолохова заключается в причинах довольно доброжелательных отношениях его со Сталиным, что позволило ему в те годы обостренной классовой борьбы не оказаться в числе репрессированных писателей и даже издать произведения, которые далеко не вписывались в мерки социалистического реализма. Тогда приветствовались в первую очередь произведения, изображавшие путь рабочего, крестьянина и интеллигента через испытания, страдания и временные разочарования к революции, к большевикам. Доносы же на него сыпались тогда, как из рога изобилия. В 1938 году ростовское НКВД даже состряпало обвинение в контрреволюционной его деятельности, согласно которому он готовил со своими друзьями заговор против советской власти. Всесильный в первой половине тридцатых годов Г. Ягода, руководитель НКВД, лично говорил М. Шолохову «Миша, а все — таки вы контрик! Ваш «Тихий Дон» белым ближе, чем нам». Тем более, в этом произведении он ни разу не упомянул имя Сталина, хотя тот руководил обороной Царицына.

Не является секретом, что главным ангелом – хранителем шолоховского литературного поприща и общественной деятельности являлся Сталин. С его легкой руки были допущены к печати 2 –ой, 3 – ий и 4 – ый тома романа «Тихий Дон», а также книга «Поднятая целина». Название последнего произведения предложил Сталин, поскольку первоначально оно имело другое – «Потом и кровью». С подачи вождя М. Шолохов стал лауреатом Сталинской премии 1 – ой степени, орденоносцем, академиком в области литературы. Ни один из советских писателей не удостаивался такой чести, как личных встреч со Сталиным. Всего их было 16, хотя большинство из них не афишировалось, т.е. оказались известными после смерти обоих в период перестройки.

В то же время М. Шолохов вел себя достойно с первым человеком страны, не заискивал перед ним. Не раз, проявлял личное мужество, непосредственно обращаясь к Сталину в защиту репрессированных родственников и друзей. Был инициатором выдвижения А. Ахматовой в 1940 году на Сталинскую премию. Мы уже не говорим о его письмах к вождю, полных тревоги и печали за судьбу донских селян, многие из которых в результате ускоренной коллективизации оказались на грани голодной смерти. Более того, однажды он позволил себе сорвать назначенную встречу со Сталиным. Это произошло в 1951 году. Познакомившись с критической оценкой «Тихого Дона», опубликованной в тринадцатом томе полного собрания сочинений Сталина, М. Шолохов решил выяснить, в чем состояли его ошибки. Он направлял ему несколько писем, но ответа на них не получал. Когда все же он дозвонился до него, то они договорились о встрече. Приехав в Москву, по дороге в Кремль, заехал в ресторан, чтобы для храбрости «подкрепиться», но так увлекся, что прилично захмелел. Тогда сопровождавшему его товарищу он заявил: «Я так долго ждал этой встречи, пусть теперь он подождет». Это говорило о том, что М. Шолохов четко знал цену своего таланта и авторитета, а Сталин, понимая значимость литературного дарования великого писателя не только в масштабе страны, но мирового сообщества, вынужден был считаться с его независимым поведением. Следует заметить, что он не поклонился и шведскому королю после вручения Нобелевской премии, заявив: «Я кланяюсь только своему народу».

Осмелюсь предположить, почему Сталин так благоволил ему: он, как и М. Шолохов, осознавал пагубность необдуманной политически линии

«расказачивания» казаков, навязанной Свердловым и Троцким в начале 1919 года, в результате которой многие из казаков из сторонников Советской власти превратились в ярых ее противников. Это обернулось ожесточенной братоубийственной войной с неимоверными по количеству жертв и материальными разрушениями на Дону и в тех регионах страны, где жили казаки. Ни тот ни другой открыто в тех сложившихся условиях не могли открыто выразить свое негативное отношение к данному политическому преступлению. На что только тот и другой были способны. М. Шолохов в художественной форме воспроизводит некоторые страшные последствия политики «расказачивания», не называя имена ее творцов. Сталин же своим авторитетом помогает ему публиковать «Тихий Дон». В этом был, конечно, и политический расчет, поскольку каждый, кто разбирался в политике того времени, понимал, что эта книга, прежде всего косвенно направлена против Троцкого, который после смерти Ленина в борьбе со Сталиным рвался к единоличной власти. В силу своих космополитических взглядов и к тому же, как сторонник мировой революции, Россию он рассматривал, как хворост для ее разжигания.

Признание мировым сообществом шолоховской эпопеи «Тихий Дон» окончательно произошло в 1965 году, когда ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за художественную цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Решению Нобелевского комитета в пользу М. Шолохова предшествовала острейшая политическая борьба на международном уровне. В 1964 году выдающийся французский писатель и философ, по взглядам марксист, отказался от присужденной ему Нобелевской премии в знак протеста. И главной причиной назвал нежелание комитета присуждать премию М. Шолохова, несмотря на то, что шведской общественностью был выдвинут еще в 1940 году.

Итак, довольно символично М. Шолохов пришел в наш российский мир в 1905 году, когда Российская империя находилась в предчувствии надвигающихся социально – политических катаклизмов, приведших к огромным материальным и духовным потеря в обществе, а затем к новым высотам в экономике, науке и искусстве благодаря самопожертвованию и творческому взлету советского народа. Покинул он мир в 1984 году, когда страна снова оказалась на пороге новых масштабных испытаний под названием «перестройка», которая втянула российское общество в такой

водоворот потрясений, что до сих пор не можем из нее выбраться. Чтобы окончательно не оказаться на дне водоворота, т. е. в состоянии гражданской войны, следует всем, активно действующим политикам в России, обратиться к писательскому наследию М. Шолохова и, прежде всего, к бессмертному роману – эпопеи «Тихий Дон».

 

 

Корнилов В.И., доцент кафедры экономики и управления ЯФ ЛГУ им. А.С. Пушкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *