Тревога «тихих выборов»

В России подводят итоги дня единого голосования. Выборы разных уровней состоялись практически во всех регионах страны (кроме Ингушетии, Магаданской области и Петербурга), так что их уже привычно называли «генеральной репетицией» президентской избирательной кампании.

Впрочем, прежде всего представителям власти требовалось бы определиться с тем, что именно отрепетировали. Ведь одним из главных «достижений» последних кампаний стала крайне низкая явка. Вот и на сей раз говорили о новых рекордах голосования граждан ногами. Особенно ярко это проявилось вМоскве на выборах муниципальных депутатов. За два часа до окончания голосования явка едва-едва добралась до 13%.

По предварительным данным, явка на выборах депутатов муниципальных образований столицы в минувшее воскресенье составила чуть ниже 15%, сообщил председатель Мосгоризбиркома Горбунов.

Партия «Единая Россия», по уточненным данным, получает 1154 депутатских мандата.
На втором месте представители «Яблока» – 176 мандатов.
Порядка 108 мандатов получают самовыдвиженцы, сообщили Интерфаксу в пресс-службе Мосгоризбиркома в понедельник.
C 212 до 43 (почти в пять раз) уменьшится число мандатов у КПРФ. 
«Справедливая Россия» предварительно получит 10 мандатов, ЛДПР – 4.

Понятно, что для президентских выборов такие рекорды не годятся. В противном случае, даже если кандидат от партии власти (а практически нет сомнений, что им станет ныне действующий президент) победит с самым подавляющим преимуществом, при минимальной явке его вряд ли можно будет считать «всенародным лидером».
Между тем власти делают всё возможное, чтобы отучить людей от голосования, превратить его в формальность, которой подавляющее большинство граждан вообще пренебрегают. (Для этого и сам день выборов перенесли на первую половину сентября.) В таких условиях политической заглушки и нужные результаты получать гораздо проще. И опять-таки наиболее вопиющая ситуация сложилась в столице, где надо было сбить протестную волну, вызванную реновацией. Московская администрация была крайне заинтересована, чтобы всего за год на предстоящих выборах мэра противники политики Собянина не сумели самоорганизоваться.
Столичные муниципальные выборы оказались в некотором роде тайными. Ни информационных стендов, ни объявлений об их проведении, ни листовок с адресами избирательных участков в почтовых ящиках горожан. Практически никакой информации о выборах и кандидатах в официальных московских СМИ. Агитационные листовки и плакаты оппозиционных и независимых кандидатов уничтожались. А провластных – распространялись исключительно точечно (например, в поликлиниках, советах ветеранов и т.п.). Зато весь адмресурс направлен на мобилизацию своего (то есть подконтрольного) электората. Мол, придут работники бюджетных учреждений, которых заранее проинструктируют, как голосовать. А остальным про выборы и вовсе знать необязательно. «Задача Москвы – сделать так, чтобы явка была 10–12%, потому что если все недовольные придут на выборы, то мандатов у единороссов не будет», – заявил, в частности, руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.
Даже глава ЦИК Элла Памфилова продемонстрировала разнос председателю Мосгор­избиркома Валентину Горбунову. Она фактически признала провал информирования граждан о выборах и потребовала «исправить ситуацию», чтобы огромная работа не была перечеркнута. Однако за три дня до голосования ничего принципиально изменить уже было невозможно. Так что если бы ЦИК не для проформы озаботилась качеством проведения выборов, замечания (да и организационные выводы) должны были последовать намного раньше.
Однако не допустить до голосования оппозиционно настроенных и социально активных москвичей пока еще невозможно. Так что даже при мобилизации своих и подконтрольных баланс мог сложиться отнюдь не в пользу «Единой России». Очевидно, поэтому муниципальные московские выборы сопровождались валом нарушений. Еще до начала подсчета было подано более 500 жалоб.
Так, в районе Ново-Переделкино руководство управы, не скрываясь, готовило фальсификации выборов. В интернете появился видеоролик, на котором первый заместитель главы управы Светлана Антонова объясняет представителям УИКов, как сделать бюллетень недействительным, и передает пухлые конверты с неким вознаграждением. Скандал получился настолько громким, что Сергей Собянин был вынужден реагировать – он уволил всё руководство управы во главе с председателем Юрием Носенко.
Однако это, пожалуй, единственная реакция. Остальные нарушения, пусть и задокументированные, предпочитают не замечать. Например, член комиссии УИК 667 сообщил в Фейсбуке, что в «потайной комнате», куда отказывались впустить наблюдателей, найдены книги избирателей прошлых выборов, не уничтоженные, с образцами подписей, паспортными данными. Когда это было обнаружено наблюдателями, председатель ТИК Марьиной Рощи попытался уничтожить находку и скрылся из здания. Огромное число нарушений было зафиксировано с надомным голосованием. «УИК 2392 – творится беспредел. Не дают пересчитать бюллетени. Боятся, так как ни один едросс не проходит», – писал в процессе подсчета Алексей Гусев.
К настоящему времени, когда итоги только подводятся, можно сказать, что подобная тактика замалчивания выборов и уменьшения явки дала «ЕР» преимущество на окраинах Москвы и оказалась проигрышной в центре, а также в районах, где наибольшее число противников реновации, где побеждают так называемые либералы (в частности, яблочники) и самовыдвиженцы. Так, в Красносельском районе семь из десяти избранных депутатов – из «Солидарности» и только трое – из «ЕР». В Гагаринском районе, по предварительным данным, все победители – выдвиженцы «Яблока». В Куркине не прошел ни один единоросс – большинство самовыдвиженцы.
Выдвиженцам КПРФ очень помешала позиция руководства партии и фракции в Государственной думе по поддержке реновации.
«Порядка 10 районов, где мы взяли большинство, в некоторых взяли все мандаты. В Москве больше нет никаких парламентских партий, кроме «Единой России». Единственная политическая сила, которая может противостоять Путину и Собянину в Москве, – это объединенные демократы. По динамике у нас может пройти в итоге 150 человек. «Яблоко» везде идет на втором месте, где-то – даже на первом. Из КПРФ проходят единицы», – заявил Дмитрий Гудков.

* * *
Что касается губернаторских выборов, то, на первый взгляд, здесь-то у «Единой России» и ее выдвиженцев, которые в настоящее время исполняют губернаторские обязанности, все в порядке. Ни одной осечки во всех 16 регионах. Недаром Владимир Путин проехался почти по каждому из этих регионов и лично помог своим выдвиженцам победить безоговорочно. Характерно, что только в Белгородской области выборы, проходили, что называется, в обычном режиме. В остальных 15 субъектах Федерации (даже там, где срок главы истекал в этом году) они так или иначе проходят нештатно, так как прежние губернаторы или отправлены в отставку, или сами ушли во врио, чтобы остаться.
Там же, где положение врио было непрочным и имелись сильные кандидаты, их еще на этапе выдвижения «отфильтровали». Как это случилось с главной Екатеринбурга Ройзманом и руководителем Бурятского республиканского отделения КПРФ Мархаевым. Не раз уже говорилось, что муниципальные фильтры превращают губернаторские выборы в фарс. Нынешняя кампания вновь поставила вопрос: для чего оппозиция (прежде всего КПРФ) участвует в этом фарсе? Не лучше ли категорически добиваться отмены фильтров, а пока этого не произойдет, игнорировать фиктивные выборы?
В Бурятии врио главы республики Алексей Цыденов получил 87,5% (явка 41,7%). Еще раз повторимся, после того, как к выборам не допустили коммуниста Мархаева, конкурентов у Цыденова не было.
Но и там, где представители КПРФ выдвигались, в нынешнем формате псевдовыборов они практически нигде не смогли бороться хоть сколько-нибудь на равных.
Оппозиционная Карелия: врио Артур Парфенчиков – 60,59%. Кандидат от КПРФ Евгений Ульянов лишь третий – менее 13%, на втором месте Ирина Петеляева от «СР» – 18,56%. При этом явка лишь 28%, что показывает истинное отношение граждан к действующей власти. Вот только мобилизовать потенциально протестного избирателя парламентские партии не смогли.
Не менее оппозиционная Ярославская область: врио Дмитрий Миронов – почти 80%, у ставшего вторым коммуниста Михаила Парамонова менее 9%. А в голосовании приняли участие лишь 33% жителей.
Аналогичная ситуация в Калининградской области. Явка относительно невысокая для выборов такого уровня (при этом время голосования увеличили на 3 часа) – менее 40%. У врио Антона Алиханова – 81,1%, у занявшего второе место лидера местного отделения КПРФ Игоря Ревина – 8,6%.
В Марий Эл КПРФ не стала выдвигать своего кандидата, поддержав врио Александра Евстифеева, который набрал более 88% при 45-процентной явке.

Мордовия, которая является «особым регионом» (здесь кандидаты от партии власти и по 106% получали), традиционно продемонстрировала самую высокую в ходе этих выборов явку – 82%. За действующего главу региона Владимира Волкова, по официальным данным, голоса отдали почти 90%. У ставшего вторым Дмитрия Кузякина от КПРФ – 4,15%.

Удмуртия: явка менее 40%, врио Александр Бречалов – более 78%. У кандидата от КПРФ Владимира Бодрова менее 9%.

Пермский край: действующий глава региона Максим Решетников – 81,82%, далее Ирина Филатова от КПРФ с 7%. Явка около 42%.

В Белгородской области (некогда красный пояс): управляющий регионом уже четверть века Евгений Савченко – 69,7% (при явке более 55%). У кандидата КПРФ Станислава Панова менее 16%.

Новгородская область. На выборы пришли 28% граждан, врио Андрей Никитин – 68%, выдвиженка КПРФ Ольга Ефимова – 16%.

Глава Рязанской области Николай Любимов – 80,14%. Лидер рязанских коммунистов Владимир Федоткин лишь третий – 7%, на втором месте Александр Шерин (ЛДПР) – 8,4%. Явка – 35,8%.

В Томской области на участки пришли лишь четверть избирателей. У главы региона Сергея Жвачкина – более 60%, у кандидата от ЛДПР Алексея Диденко – 19%, у выдвиженца КПРФ Натальи Барышниковой – 11,6%.

Выборы в Севастополе называли «историческими»: мол, впервые за постсоветское время горожане напрямую избирают своего руководителя. Но, судя по явке менее 34%, особого энтузиазма это событие у горожан не вызвало. Зато у врио Дмитрия Овсянникова всё в порядке – 72%. У стававшего вторым коммуниста Романа Кияшко менее 16%.

В Саратовской области кандидат КПРФ Ольга Алимова набрала тоже 15%, тогда как у победителя Валерия Радаева – 75,9%. Официальная явка составила почти 58%. Но этот регион, где также проходили выборы в областное заксобрание, вновь стал зоной сплошной фальсификации. Наблюдатели фиксировали вбросы, карусели, другие нарушения. Здесь оппозиция пыталась оказать сопротивление административному ресурсу. «Саратовская область для меня самая больная язва. Я прошу вас, если есть такие факты – передать, и мы немедленно займемся, привлечем все заинтересованные стороны», – прокомментировала сообщения о нарушениях в области Элла Памфилова, таким образом косвенно признав, что там это дело обычное. Что ж, таким признанием следует воспользоваться, чтобы вывести фальсификаторов на чистую воду.

Наиболее серьезная борьба, по прогнозам, должна была развернуться в Кировской и Свердловской областях. Соцопросы говорили, что врио Кировской области Игорь Васильев может не набрать 50% в первом туре. Однако в итоге у него почти 64%. У коммуниста Сергея Мамаева – 20,11%. Он единственный из кандидатов от КПРФ смог набрать 20%. Но и этого оказалось недостаточно для хоть сколько-нибудь равного соперничества в существующих условиях. Опять-таки почти 70% граждан выборы просто проигнорировали.

После того как устранили от выборов Евгения Ройзмана, у губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева вроде и соперников не осталось, результат в 61,6% (правда, при явке 36%) должен бы внушать оптимизм.

Однако оппозиционные настроения, так или иначе, прорываются. Как сообщает информационное агентство «Ура.ru», в Свердловской области появилась горячая политическая точка. Выборы в городскую думу Верхней Салды завершились неожиданным результатом. Объединенная команда городской администрации и градообразующего предприятия ВСМПО получила лишь 11 из 20 мандатов. Остальные места займут представители оппозиции. При этом проиграли выборы действующий глава города Алексей Забродин и вице-спикер горсобрания Лариса Карасева.

А в городе Асбест Свердловской области КПРФ получила 11 из 21 мандата в городской думе. Кроме того, к коммунистам собирается присоединиться и победивший кандидат от «Справедливой России». Как заявила «Ура.ru» асбестовский депутат от КПРФ Наталья Крылова, получившая большинство голосов, новая депутатская команда уже заявила, что первым решением гордумы станет проведение референдума о строительстве в муниципалитете сурьмяного завода.

«Единая Россия» теряет большинство в Сысертской гордуме. Главной неожиданностью кампании стал проигрыш действующего спикера гордумы Олеси Сирман-Прочитанской. Ее главный политический оппонент, бывший мэр города Александр Карамышев, выиграл с большим перевесом в другом округе.

Так что на примере Свердловской области хорошо видна иллюзорность высоких процентов губернатора.

* * *

В шести субъектах избраны региональные законодательные собрания. И здесь «ЕР» продемонстрировала, что нашла способы восстановить свои официальные результаты после поражений на выборах в Госдуму 2011 года. Причем во многом с помощью известной тактики – разделять, стравливать оппозиционных (в частности – левых) кандидатов. Так, в Северной Осетии по жалобе КПРФ суд снял с выборов «Коммунистов России», затем, по жалобе уже «Коммунистов России», была лишена регистрации КПРФ. Буквально за три дня до голосования КПРФ удалось восстановить регистрацию. Однако избирательная кампания оказалась полностью сорванной. Итог закономерен – менее 6% по партспискам – меньше, чем у «СР». А вот «Патриоты России» набрали более 17%, собрав протестный электорат, хотя, по существу, являются дублером «ЕР». У единороссов же – более 60%.

Как и в Саратовской области, в Краснодарском крае зафиксированы массовые нарушения. В некогда красном регионе, где коммунисты традиционно побеждали, сегодня у КПРФ лишь чуть больше, чем у ЛДПР. А у «ЕР» результат зашкаливает за 70%.

Вроде бы неплохие результаты получены КПРФ по Сахалину. Но они могли быть куда лучше, если бы не расколы и не партии-спойлеры. 7% «откусили» у КПРФ всё те же «Коммунисты России» и КПСС, сами в заксобрание не попавшие.

«ЕР» КПРФ ЛДПР «СР» другие явка
Северная Осетия 61,35 5,64 1,62 7,18 «ПР» – 17,37 45
Удмуртия 63,2 14,9 8,96 6,6
Краснодарский край 71,53 11,34 10,61 3,43 39
Пензенская область 68,42 12,98 7,43 5,31 43
Саратовская область 68,44 13,73 7,73 5,38 52
Сахалинская область 44,64 16,50 13,02 4,56 «КР» – 4,12; КПСС – 3,82% 26

* * *

Скандальная ситуация сложилась в Омске, где избиралось городское законодательное собрание. В процессе голосования председатель горизбиркома Иван Ходаков выступил со срочным заявлением о том, что готовится массовый вброс бюллетеней на избирательных участках. Лидер Омского отделения КПРФ Александр Кравец так высказался по этому поводу: «Без участия членов избирательной комиссии заниматься фальсификацией невозможно. Это нонсенс. Только с их согласия происходят всевозможные чудеса с подсчетом голосов на выборах. Тем более смешно слышать это заявление после того, как УЖЕ вбросили не менее 2% голосов на досрочных выборах. Я имею в виду организованные подходы к урнам чиновников, бюджетников и силовиков. На что может повлиять горизбирком, когда даже городская прокуратура на всё происходящее в городе закрыла глаза, заперев на замок свои двери сегодня, в день голосования?»

Голосование давно закончилось, но никакой информации о его итогах на сайте избиркома не появлялось. Затем городской избирком «заминировали» по телефону – и срочно эвакуировали (естественно, никаких взрывных устройств не найдено). «Такого рода стратегию (сообщения о бомбах) членам избирательных комиссий рекомендуют применять в крайнем случае. В суматохе совершаются вбросы, подмены урн, уничтожение «ненужных» бюллетеней», утверждают эксперты движения за честные выборы «Голос».

Наконец данные по выборам в Омское горсобрание были обнародованы: «ЕР» – 38,39%; КПРФ – 28,83%; ЛДПР – 10,88%, «СР» – 10,82%, «Коммунисты России» – 6,35%.

На выборах в городскую думу Владивостока КПРФ набрала 22,19% (и провела четырех депутатов по одномандатным округам), «ЕР» – 40,65%, ЛДПР – 11,61%, «СР» – 7,68%, столько же у Партии пенсионеров.

На выборах в административном центре Алтайского края – в Барнаульскую городскую думу – КПРФ получила 16,43% против 49% у «ЕР».

Между тем в алтайском Бийске у «ЕР» и КПРФ почти одинаковые результаты – 32,4% и 32% соответственно. Аналогичная ситуация в Рубцовске – 29% у КПРФ и 30% у «ЕР». Здесь также удалось провести по четыре одномандатника.

Светлана Иванова по одномандатному округу на Сахалине и Сергей Клестов в Новосибирске на довыборах в областное законодательное собрание смогли обойти кандидатов-единороссов. При этом у Клестова вдвое больше голосов (4752), чем у единоросса Александра Бойко.

«Считаем, что мы серьезно укрепили свои позиции на Дальнем Востоке и в Сибири», – полагает лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

А вот в Центральной России (прежде всего, как уже говорилось, на местных выборах в Москве) дела не везде благополучны. Хороший результат у КПРФ на выборах в Псковское городское заксобрание – 24%, у «ЕР» менее 39%. На третьем месте – «Яблоко» – 9,8%, «СР» – около 8%, ЛДПР – около 7%.

На выборах в Курское городское собрание ситуация хуже: «ЕР» – 57,23%; КПРФ – 15, 26%, ЛДПР – 13,46%, «СР» – 5,9%.

Тверское горсобрание: «ЕР» – 44,11%, КПРФ – 14,04%, «Родина» – 10,76%; «СР» – 9,64, ЛДПР – 8%.

Ярославское горсобрание: «ЕР» – 48,9%, КПРФ – 15,76%, ЛДПР – 8,9%, «СР» – 7,09.

Иными словами, крайне важно восстановить авторитет и влияние в европейских регионах, особенно – с сильными протестными настроениями. И первым шагом для этого должно быть последовательное разоблачение нарушений на прошедших выборах. Их было множество, необходимо заставить власть реагировать на такие нарушения не просто на словах, ничего не меняя по существу.

Екатерина ПОЛЬГУЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *