БЮДЖЕТНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП: КАК СВЕСТИ БАЛАНС И ОСТАТЬСЯ В ПЛЮСЕ?

rublii-1200x675

«Как вы лодку назовёте – так она и поплывёт», — пел когда-то капитан Врунгель из известного советского мультфильма. Аналогичный подход можно применить и к формированию бюджета региона: как будут расставлены приоритеты и распределены средства – так и будем жить! Под знаком решения этой непростой задачи прошла вся минувшая неделя в областной Думе, где в профильных комитетах обсудили параметры главного финансового документа в первом чтении. Первыми обсудили отрасли строительства, транспорта, благоустройства, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды. По традиции, здесь оказалась масса вопросов.

Серию «бюджетных» заседаний открыл комитет по ЖКХ, энергетике, экологии и природопользованию, в ведении которого находятся три государственные программы. Расходы по главной из них – «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области», по сравнению с первой редакцией бюджета на нынешний год уменьшились на треть и составили чуть более 3 миллиардов рублей. Правда, ещё почти 2 миллиарда ждут из федерации. Средства предназначены для строительства очистных сооружений канализации в рамках проекта «Оздоровление Волги». Сократили и несколько важных статей программы «Охрана окружающей среды», в том числе расходы на ликвидацию несанкционированных свалок.

— По сравнению с 2022 годом срезается более половины бюджета. Как вы ведете взаимодействие с природоохранной прокуратурой и муниципальными образованиями? Потому что свалки как были, так и есть! Отдельно прошу взять на контроль ликвидацию свалки у ТЦ «Фараон» в Ярославле. Там бросили груды кирпича и строительного мусора. После моего запроса и обращения прокуратуры ДГХ сообщил, что всё ликвидировано. Еду – свалка никуда не делась. Что за обман? Проведите с собственником работу. Это позор! – возмутилась председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова.

Чиновники пообещали усилить работу по названным объектам. А свалку у «Фараона» после «сигнала» Елены Дмитриевны устранили буквально на следующий день. Другой статьёй, по которой произошло существенное сокращение, стала субсидия на реализацию мероприятий по берегоукреплению. В основном, они ограничивались Рыбинском. Елена Кузнецова поинтересовалась, предусмотрены ли какие-то проекты в Ярославле? К примеру, проблемы есть у СНТ «Волжанин» в Заволжском районе, где вода сильно подмывает берег и скоро подойдёт к заборам.     

Представители профильного департамента подтвердили наличие проблемных объектов в областном центре. Однако включение в программу и получение субсидии возможно только при наличии проектно-сметной документации. А мэрия Ярославля её не подготовила. Поэтому вопрос необходимо решать с местными властями. Среди других первостепенных вопросов – запуск полноценной станции очистки фильтрата на полигоне «Скоково» и бюджетное софинансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Несмотря на предложения депутатов, пока средства на это не заложены.

Целый ряд вопросов прозвучал и на заседании комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству. Самые острые из них касались государственной программы «Развитие транспортного комплекса». В отличие от ЖКХ, расходы на ней, напротив, увеличились почти в три раза! Прежде всего, это связано с передачей полномочий по организации пассажирских перевозок в Ярославле и Ярославском районе на уровень области и переходе на так называемые «брутто-контракты». Новая «транспортная реформа» обойдётся в 5,5 миллиарда рублей. Ещё 372 миллиона потратят на создание и функционирование нового казённого учреждения «Организатор перевозок Ярославской области».

Заместитель председателя комитета, депутат-коммунист Валерий Байло поинтересовался, чем вызваны столь большие затраты? По словам директора департамента транспорта Татьяны Черемных, большая часть расходов на новую структуру пойдёт на контрольно-ревизионную службу. Её штат составит 411 сотрудников при общей численности 432 человека. А основной задачей станет контроль исполнения госконтрактов и сбора платы за проезд. Правда, для этого контролёров предстоит наделить административными полномочиями. Чего пока не произошло. Другой вопрос Валерия Байло касался перспектив троллейбусного сообщения:

Сколько бы кто не говорил о том, что это транспорт прошлого – я с этим не согласен. Он экологически чистый и куда более эффективно бережёт здоровье ярославцев! – подчеркнул Валерий Иванович.

Здесь Татьяна Черемных была немногословна и отметила лишь то, что троллейбусное движение будет работать в существующем режиме. Ни конкретных решений по его развитию, ни планов на перспективу пока нет. Зато есть трамвайная концессия и явный перекос расходов в пользу автобусного сообщения, на которое только в границах ярославской агломерации намерены потратить 4,9 миллиарда.

На мой взгляд, проект бюджета департамента однобокий, не учитывающий все аспекты развития транспортной отрасли. Нам не предоставлено концессионное соглашение по трамваю. И не сказано, сколько в течение 20 лет бюджет области ежемесячно будет выплачивать концессионеру. От нас это скрывают. Соответственно, нормальное обсуждение бюджета невозможно. По троллейбусам обещают что-то решить в следующем году. Да не будут ничего решать! Машины уже сейчас изношены на 90%. Они умирают. В 2017 году по маршрутам ходило 110 единиц, сейчас – только 74. Не успели назначить мэра – он сразу заговорил об оптимизации маршрутной сети, мотивируя это тем, что троллейбусы дублируют автобусы. А он знает, что троллейбусы появились в Ярославле ещё в 1949 году, всего через четыре года после войны, в день Великой октябрьской социалистической революции 7 ноября? Тенденция, когда приходит новый градоначальник, и уничтожает городской электрический транспорт, продолжается. Предприятия доведены до ручки исполнительной властью. Что будет с «Яргорэлектротранс» и ПАТП-1? Информации нет! А директор департамента лишь повторяет одни и те же слова, ни влево, ни вправо! – подвёл неутешительный итог Валерий Байло.

Программа развития дорожного хозяйства также увеличилась по сравнению с первоначальным бюджетом текущего года почти на 2 миллиарда. Хотя отдельные статьи опять-таки были «срезаны». К примеру, субсидия на содержание улично-дорожной сети Ярославля.  Её сократили в 8 раз. При этом, сразу 300 миллионов заложили на архитектурную подсветку зданий в областном центре. Мало того, что это отнюдь не первоочередные затраты, так ещё и перечень объектов будут готовить сами местные власти. В связи с чем, как верно подметил Валерий Байло, не очень ясно, как можно будет отслеживать расходы по этой статье.

Наконец, программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём» сокращается почти в два раза. К сожалению, «обрезание» финансирования идёт и по таким важным направлением, как улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан. К примеру, детей-сирот.

Для решения жилищного вопроса детей-сирот мы даём сертификаты и приобретаем готовое жильё. Какая часть из общей суммы запланирована на первую меру поддержки, и какая – непосредственно на покупку квартир? И вообще, хватит ли этих денег, чтобы удовлетворить хотя бы годовую потребность? – поинтересовалась Елена Кузнецова.

Руководитель департамента строительства отметила, что на сертификаты закладывается порядка 100 миллионов рублей. Остальное предусмотрено на приобретение готовых квартир. Но с этим по-прежнему есть проблемы, поскольку желающих участвовать в программе застройщиков немного. К тому же, федерация выделяет на софинансирование программы всего 57 миллионов рублей. Остальное приходится обеспечивать за счёт области. Аналогичная ситуация – и с поддержкой молодых семей.

— У нас с каждым годом хоть на немного, но снижаются расходы по жилью для молодых семей. На 2023 год – вновь «минус» 2,6 миллиона. Потребность большая, а идёт снижение. Когда-то мы начинали с 200 миллионов, сейчас спустились всего до 46 миллионов, — добавила Елена Дмитриевна.

Решать все возникшие вопросы придётся в ходе корректировки бюджета, в том числе и с помощью поправок ко второму чтению. На заседаниях уже прозвучали предложения увеличить финансирование на содержание автомобильных дорог, благоустройство дворов, восстановление электросетей в садоводческих товариществах, обеспечить бюджетное софинансирование капремонта и многое другое. Их обсуждение предстоит уже в начале декабря.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *