В ГОДОВЩИНУ РЕВОЛЮЦИИ ДУМА – СНОВА МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ

Несмотря на прохладную погоду на улице, в стенах областной Думы на минувшей неделе было жарко. Там состоялось второе заседание осенней сессии. По мере приближения к рассмотрению регионального бюджета на будущий год, у депутатов возникает всё больше вопросов к правительству. Однако руководство региона не спешит давать на них ответы. Более того: команда нового губернатора наступает на «старые грабли» и откровенно игнорирует парламент. 25 октября (в 105-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции по старому стилю) чаша терпения оказалась переполнена и чиновники, наконец, получили заслуженную отповедь.

 Правительство перешло грань

 По иронии судьбы, самые горячие споры вызвал дополнительный вопрос, поставленный на рассмотрение в самом конце заседания – законопроект «Об утверждении заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения». И тому было сразу несколько причин. Прежде всего, слово «концессия» стало для ярославцев сродни ругательству. Перед глазами – негативный опыт Рыбинска. Теплоснабжение второго по величине города области также доверили частнику. В итоге минувшей зимой жители замерзали в своих квартирах, а улицы и дворы из-за многочисленных «раскопов» выглядели как после бомбёжки.

Теперь «эксперимент» решили провести в Ростове. Согласно заключенному соглашению, районные власти передают некоей компании «ЯрТеплоЭнерго» восемь котельных и семнадцать километров тепловых сетей, а также предоставляют в аренду два земельных участка. В свою очередь, концессионер обязуется за свой счёт (в том числе с учётом заёмных средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ) обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов, обеспечивающих теплоснабжение и горячее водоснабжение.

Конкретно обещано реконструировать семь существующих и построить две новые блочно-модульные котельные, а также привести в порядок 4,8 километров сетей. Соглашение рассчитано до 2052 года. Объём инвестиций – 834,9 миллиона рублей, включая средства Фонда. Показательно, что передачу коммуникаций в концессию в Ростове обсуждали ещё шесть лет назад. Тогда стоимость работ оценивали в 210 миллионов рублей. Получается, что сейчас сумма выросла в четыре раза. Но самое важное: за работы предстоит отвечать компании, которой в прошлом году даже не существовало. В связи с чем, депутаты выразили справедливые опасения насчёт исполнения соглашения.

Если бы пришла «материнская» компания с оборотом 24 миллиарда рублей в год – вопросов бы не было. Но вы предлагаете утвердить концессионное соглашение с фирмой, которая создана в 2021 году с уставным капиталом 10 тысяч рублей, и передать этой структуре сотни миллионов рублей, а главное – доверить жизнь и здоровье жителей целого города. Я ничего не упустил? – спросил у докладчика заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев.

В ответ директор регионального департамента ЖКХ Алексей Рябченков не слишком внятно объяснил, что при поступлении частной инициативы и соответствии организации ряду требований просто так отказать ей нельзя. И поспешил добавить, что главный плюс соглашения – вложение инвестиций в коммунальную сферу, поскольку степень износа сетей в Ростове составляет более 70%. Возможно, этот аргумент можно было бы принять, если бы у депутатов было время на внимательное изучение текста соглашения в объёме 60 страниц мелким шрифтом.

Но вся беда в том, что времени парламентариям как раз не предоставили. Законопроект появился на официальном сайте Думы и был рассмотрен профильным комитетом только 24 октября, то есть буквально накануне заседания Думы. При этом, само соглашение подписали ещё в начале месяца. Что мешало подготовить все документы заранее и рассмотреть вопрос спокойно, а не галопом по европам? Увы, внятного ответа на этот вопрос от правительства так и не последовал. Зато чиновники неумело попытались «перевести стрелки» на депутатов.

И недвусмысленно дали понять: от парламентариев требуется лишь формальное согласование, а вдаваться в подробности совсем необязательно. Тем самым, Думе вновь отвели роли «бешеного принтера», предназначенного для штамповки внесённых губернатором законов. Однако на сей раз расчёт не оправдался. Большинство парламентариев отказались поддерживать не изученное соглашение, от которого зависят судьбы тысяч жителей Ростова, и отклонили законопроект. Притом, дважды. Попытка спикера Думы Михаила Боровицкого «протащить» его третий раз вызвала новую волну возмущений.

Обсуждение зашло в тупик. Но это вина не депутатов, а тех людей, которые второпях вынесли неподготовленный вопрос сначала на комитет, а потом на Думу. И те вопросы, которые мы задаем, не получая на них ответов, это тоже не наша вина. Лично я не могу доверить здоровье ростовцев той фирме, которую я не знаю, и у которой уставный капитал 10 тысяч рублей. Нас пытаются переломить через колено, чтобы достигнуть нужного результата, и отводят роль статистов, которые просто должны нажать кнопку «за». Это переходит все границы. Давайте такие вопросы выносить не за три дня и не за две недели, а за несколько месяцев. Чтобы всем было понятно, какие последствия ждут город и его жителей. В противном случае, ни к чему хорошему это не приведёт! – подчеркнул Эльхан Мардалиев.

В итоге после полуторачасовых жарких споров депутаты проголосовали за законопроект только в первом чтении. И приняли решение провести внеочередное заседание Думы, чтобы спокойно разобраться в документах и получить ответы на все интересующие их вопросы о плане работ, расчёту тарифов, финансовых гарантиях и так далее. Тем более, что после Думы их перечень только ширился. Что подтвердило совместное заседание комитетов по экономической политике и ЖКХ, которое организовали 28 октября для дальнейшего рассмотрения законопроекта. Например, депутат-коммунист Валерий Байло поинтересовался, почему о нормализации теплоснабжения в Ростове задумались только сейчас, хотя долгие годы проблему спускали «на тормозах»:

— Нам говорили, что всё делается в интересах людей. А 31 год, после того, как достались тепловые сети и котельные, которые на тот момент были ещё в технически исправном состоянии, исполнительная власть в чьих интересах работала, если довела район до такого состояния? На мой взгляд, к этой проблеме просто относились не должным образом. И сейчас мы пожинаем плоды.

А председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова обратила внимание на принципиальное замечание контрольных органов:

— Мы имеем заключение Контрольно-счётной палаты, которое указывает на наличие рисков при исполнении соглашения. Так как сейчас нет никаких данных по росту тарифов на долгосрочный период и исходных данных по формированию суммы субсидий на компенсацию выпадающих доходов.

Окончательное решение о судьбе законопроекта предстоит принимать на внеочередном заседании Думы. При этом, в СМИ прошла информация, что арбитражный суд Ярославской области запретил губернатору исполнять концессионное соглашение в Ростове. Правда, мера является лишь обеспечительной, поскольку иск подала одна из компаний, которую не допустили на конкурс. Тем не менее, данный факт добавляет ещё больше негатива в эту историю. А правительству в любом случае стоит крепко задуматься о подготовке документов и, наконец, наладить нормальную работу с депутатами регионального парламента, за которыми стоят десятки тысяч избирателей.

Шаткие перспективы капитального ремонта

Осень – традиционное время для актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы. Данный вопрос стал ещё одной темой, вызвавшей активную дискуссию на октябрьском заседании Думы. Коротко изменения выглядят так: 11 домов исключаются из программы (большинство признаны аварийными), 113 – напротив, добавляют в план, по 38 домам уточняются общие технические данные. Но самое неприятное: с 2023-2025 годов на более поздний период перенесены работы в 3629 зданиях. Теперь их жильцам придётся дольше ждать заветного ремонта.

По словам директора Регионального фонда содействия капитальному ремонту МКД Романа Гайнутдинова, это связано с дефицитом финансирования. Практически все деньги выбираются «под ноль», средств хватает на 400-800 домов в год. В связи с чем, в первом квартале следующего года Фонд намерен внести предложение о продлении сроков программы. Кроме того, там традиционно выступают за увеличение ежемесячных взносов. Депутаты фракции КПРФ категорически против такого подхода. Финансовая нагрузка на граждан, особенно в плане тарифов ЖКХ, и так постоянно увеличивается. Поэтому нужны другие источники. Тем более, что они – на поверхности.

Прежде всего, это взыскание заложенности юридических лиц, которая составляет уже более 1 миллиарда рублей. В том числе это касается муниципальных образований, где основные должники – администрации Ярославля и Рыбинска. Притом, последняя оплатила всего 35-37% долга. Второй источник – возмещение средств на ремонт домов, который по решению суда обязаны проводить местные власти. К сожалению, долгие годы это обязательство сохраняется только на бумаге. Валерий Байло неоднократно поднимал данный вопрос в Думе, и вновь адресовал его директору Фонда:

Все мы прекрасно знаем, что граждане, проживающие в многоквартирных домах, 10-12 лет назад выходили в суды с требованием обязать мэрию Ярославля провести капитальный ремонт. Ряд жителей суды выигрывали, и обязанность проведения работ была возложена на исполнительную власть. Которая методично не закладывала деньги в городской бюджет и уходила от исполнения судебных решений. С появлением Фонда он фактически стал выполнять обязательства за мэрию. Мэрии хорошо: деньги не потратила, решение суда не исполнила, средства списали со счета дома. Таким образом, когда Фонд не выставляет требования к городской администрации по оплате работ, граждан фактически обманывают. Вопрос: сколько Фонд уже отремонтировал таких зданий? Сколько у этих домов было списано средств? И выставлял ли Фонд требования органам местного самоуправления по факту выполненных работ?

Роман Гайнутдинов вновь не дал конкретной информации, хотя и обещал предоставить цифры после заседания. В ответ Валерий Байло привёл конкретный пример дома на проспекте Дзержинского в Ярославле. И отметил, что в целом по городу сумма «недоимки» со стороны органов исполнительной власти в связи с решением судов составляет сотни миллионов.

По большому счёту, Фонд имеет порядка одного миллиарда рублей косвенного бюджета, который находится в руках мэрии. И он этот рычаг не использует. На мой взгляд, необходимо принятие исчерпывающих мер, чтобы и город Ярославль, и все муниципальные образования нашей области в полной мере вернули средства на счета МКД. Некрасиво, когда с граждан требуют всё до копейки, а органы власти уклоняются от своих обязательств годами! – констатировал Валерий Иванович.

В-третьих, депутаты фракции КПРФ предложили более чётко расставлять приоритеты при выполнении работ, и делать то, что в первую очередь нужно людям, а не властям для «освоения» средств. А также активнее использовать для софинансирования средства бюджета. Напомним, что в своё время граждане оплачивали всего 5% работ по капитальному ремонту. И программа работала куда эффективнее.

Считаю, что в своё время было принято неправильное решение, чтобы бросить деньги на замену лифтового оборудования. Когда мы обсуждали этот вопрос, было сказано, что порядка 90% работающих лифтов при своевременном обслуживании и ремонте со стороны аккредитованных организаций могли продолжать работать и дальше! То, что на более поздний срок передвигается сразу 3629 домов – это чёткий сигнал о том, что программа находится под угрозой. Тем более, что стоимость стройматериалов и работ поднялась. В этом плане мы должны принять меры. Но не в виде повышения взносов для людей, а в более широком использовании бюджета для выполнения работ по капитальному ремонту. О необходимости софинансирования из казны фракция КПРФ говорила с момента создания Фонда. Сейчас к этому вопросу надо вернуться, дабы не сорвать программу, — подчеркнул Эльхан Мардалиев.

В свою очередь, Елена Кузнецова призвала обратить особое внимание на ремонт зданий – памятников архитектуры. Как правило, квартир там немного, и люди не в состоянии собрать необходимую сумму, достаточную для выполнения работ.

В своё время шла речь о необходимости выделения средств на проведение капитального тех многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия. Предлагаю выделять на них хотя бы по 50 миллионов рублей. Потому что мы уже четыре года не закладываем ни рубля по данной программе. Если софинансирование прописано, мы это обязаны делать! – призвала Елена Дмитриевна.

В итоге ко всем финансовым предложениям в рамках актуализированной региональной программы было решено вернуться при обсуждении проекта бюджета на будущий год.

Депутаты вызывают чиновников

Помимо концессионного соглашения и планов по капитальному ремонту, депутаты-коммунисты обсудили на заседании  Думы ещё целый ряд острых вопросов. Точнее, пытались обсудить, поскольку для этого требовалась информация от исполнительной власти. А предоставить было или нечего, или некому. В правительстве вновь взяли порочный курс на игнорирование депутатских запросов и парламентских мероприятий. К примеру, на Совете Думы было принято решение заслушать информацию о кадровых сокращениях государственных и муниципальных служащих, инициированных губернатором. Сама по себе идея изначально не была лишена смысла. Кое-где штаты действительно велики, особенно по части руководящих должностей.

Однако на деле очень быстро начались перекосы. Цифры спускались с потолка, без учёта ситуации в каждом конкретном городе или районе. Вместо обещанных 30% в отдельных муниципальных учреждениях вознамерились сократить более 70% штатов. Под увольнение, прежде всего, попадали рядовые сотрудники. Притом, из тех подразделений, которые в первую очередь были завязаны на работу с гражданами – опека, социальное обеспечение, образование, ЖКХ и другие. К депутатам стали поступать многочисленные обращения с мест. Чтобы не допустить необратимых последствий, парламентарии потребовали объяснений от правительства. Однако губернатор и его окружение просто проигнорировали решение Совета Думы и сведения не представили. Пообещав сделать это на следующем заседании. Что вызвало возмущение законодателей.

У нас члены правительства совершенно не ходят на заседания. Мы возвращаемся к порочной практике предыдущего состава. На Совете Думы мы поднимали самый главный вопрос: куда будет трудоустроено такое количество уволенных государственных и муниципальных служащих? Это очень важно понимать. Люди обращаются к нам, и мы должны давать им какие-то ответы! – возмутилась Елена Кузнецова

Ещё один вопрос касался продолжения «транспортной реформы». Время идёт, с 1 января начнут действовать новые правила, а сведения о них практически отсутствуют.

— За правительством числится должок. Когда в конце июня мы принимали закон о передаче полномочий по организации пассажирских перевозок, нам обещали, что в сентябре нас познакомят с конкретными цифрами и данными по организации процесса. На сегодняшний день мы имеем только две цифры: общие расходы на реформу в течение двух лет (15,8 миллиарда рублей) и расходы на финансирование нового государственного казённого учреждения – организатора перевозок (304 миллиона). И узнаём мы их из СМИ. То есть Думу опять не ставят в известность. Бюджет вот-вот внесут, а мы по-прежнему ничего не знаем по транспортной реформе! – продолжила Елена Дмитриевна.

А Валерий Байло задал вопрос относительно появившейся информации о том, что полигон твёрдых бытовых отходов «Скоково» в Ярославском районе могут передать региональному оператору ООО «Хартия». В результате чего данная компания сможет привозить к нам мусор, откуда захочет, и зарабатывать на этом деньги. Параллельно депутат-коммунист запросил информацию в письменном виде. Однако в ходе заседания ответа также не получил. Теперь все указанные темы поднимут в ноябре. И тогда возможности «играть в молчанку» у правительства уже не будет.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *