16 мая ярославцы узнали об отставке мэра Владимира Волкова. Ожидали её давно и с нетерпением. За три с половиной года у власти Волков снискал себе славу самого критикуемого градоначальника. А практически все его начинания заканчивались провалами или скандалами. Показательно, что буквально за несколько дней до отставки комиссия муниципалитета по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка определила дату ежегодного отчёта мэра о работе за прошлый год. 18 мая её предстояло утвердить на заседании самого представительного органа. Теперь отчёт состоится уже без Волкова. Хотя вопросов к нему осталось очень много.
Ежегодные отчёты теперь уже бывшего градоначальника давно стали притчей воязыцех. Но на этот раз подготовка к докладу бьёт все рекорды цинизма. Во-первых, это касается даты. Повторимся, что выступление перед депутатами запланировано на 15 июня. То есть через 5,5 месяцев после отчётного периода. Это более чем долгий срок. Даже губернатор обязан отчитываться перед областной Думой не позднее 1 мая. И эта норма закреплена в регламенте. Но мэр, судя по всему, ставил себя не только выше городских парламентариев, но и главы региона. Для него действуют свои правила.
Во-вторых, по всей вероятности отчёт состоится на последнем заседании Муниципалитета седьмого созыва. В крайнем случае – на предпоследнем. Как известно, впереди – избирательная кампания. По результатам которой 11 сентября будет избран уже новый состав представительного органа. Поэтому мысли большинства депутатов будут заняты не столько анализом работы мэрии, сколько предстоящими выборами. Видимо, на это также сделан расчёт. Наконец, в-третьих, с подачи «партии большинства» отчёт просто принимают к сведению, не выставляя никаких оценок. Такой подход является абсолютно формалистским: сколько бы просчётов не допустили чиновники, им всё сойдёт с рук.
Между тем, по количеству проблем и просчётов со стороны мэрии и лично Волкова прошлый год был едва ли не рекордным. Главным ударом для ярославцев, без сомнения, стала так называемая «транспортная реформа». По традиции, власти обещали «золотые горы». Но в итоге получили коллапс. Количество подвижного состава сократилось на 115-120 единиц. Число маршрутов уменьшилось почти на три десятка, притом убрали в первую очередь самые удобные. Выход на линию до сих пор составляет порядка 94% (до «реформы» был 95%). А расписание движения полностью не соблюдает ни один перевозчик. Некоторые не дотягивают даже до 60-70% (опаздывает каждый третий автобус). Зимой и осенью эта цифра опускалась ещё ниже.
Не работают и обещанные современные способы оплаты. Ещё в марте пассажиры называли десяток маршрутов, где оплату проезда принимали только наличными (либо вообще переводом на карту по неизвестному номеру). Иногда – даже без выдачи билетов. Да и с безопасностью дорожного движения (на повышение которой также уповали власти) ситуация отнюдь не блестящая. Только по официальным данным, за первый квартал 2022 года в городе произошло 20 ДТП с участием общественного транспорта, в которых пострадали почти 30 человек. С учётом того, на каком «автохламе» сейчас приходится ездить ярославцам – цифры не удивляют.
Провальной «реформой» проблемы «транспортного цеха» не ограничились. Так и не был построен цех обслуживания троллейбусов на площадке в Дзержинском районе. Туда должны были перевести часть маршрутов после ликвидации депо на Городском валу. Сроки сдачи объекта неоднократно переносились, а в итоге контракт с подрядчиком и вовсе был расторгнут. Обещанные новые троллейбусы также не закупили. А в ПАТП-1 и «Яргорэлектротранс» начали задерживать заработную плату. Решить проблему удалось только после вмешательства депутатов от КПРФ и прокуратуры.
Другим серьёзным провалом стала реализация национального проекта «Жильё и городская среда» в части благоустройства дворов и общественных территорий. Из-за недобросовестного подрядчика летом прошлого года 18 из 23 объектов оказались брошены на произвол судьбы. При этом, мэрия не спешила расторгать договор. И даже выплатила порядка 6 миллионов рублей за первоначальные работы. В итоге всё завершали уже глубокой осенью. А ремонт трёх дворов в Дзержинском и Заволжском районах вообще пришлось переносить на следующий год. То же самое касалось «благоустройства» Юбилейного парка в Ленинском районе и «Озёрной гривки» за Волгой. Их не только не сдали вовремя, но и выявили многочисленные замечания при производстве работ уже нынешней весной. Как и в случае с парком Победы на Липовой горе. Не будем забывать и про затянувшийся ремонт проспекта Машиностроителей и улицы Комсомольской, который изрядно попортил нервы не только автомобилистам, но и пешеходам. Заказчиком работ там также выступала мэрия.
Немало копий было сломано и в части градостроительной политики. Серьёзным скандалом обернулась попытка расширения дорог под будущее строительство в частном секторе Красноперекопского района. В результате чего часть жителей могли лишиться своих земельных участков. В ситуацию снова пришлось вмешиваться коммунистам. Также были изменены функциональные зоны участков под зданиями бывших детской клинической больницы № 1 на проспекте Ленина и городской бани № 2 на улице Большой Октябрьской. Теперь на их месте можно строить кафе, магазины и жилые дома. Востребованные социальные объекты «варягам» не нужны.
Под снос в ближайшее время может угодить и Заволжский рынок. Во всяком случае, имеется проект о строительстве на его территории многоэтажных домов. В конце года история вызвала широкий общественный резонанс. Под давлением общественности и депутатов фракции КПРФ в Муниципалитете и областной Думе предпринимателям всё же продлили договоры аренды. Однако сама угроза никуда не исчезла. Также мэрия «тайно» продала часть Центрального рынка. Скандал разразился уже в январе 2022, но обсуждение вопроса о судьбе объекта состоялось ещё до Нового года. Общественность выступила категорически против каких-либо продаж до обстоятельного изучения всех деталей сделки. Но в мэрии вновь решили иначе. И в итоге получили постановление прокуратуры о направлении в следственный орган материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по факту превышения должностных полномочий.
Наконец, зимой 2021 года темой № 1 стала отвратительная уборка дорог и тротуаров от снега и льда. Сложилось устойчивое впечатление, что городские чиновники и подрядные организации просто забыли о своих обязанностях. В результате – многочисленные ДТП, ещё более массовые обращения в травмпункты и 460 определений о возбуждении административных дел в отношении мэрии со стороны УМВД.
Мы перечислили лишь основные проблемы только за 2021 год. Само собой, их гораздо больше. Как и вопросов в адрес господина Волкова. Увы, теперь они останутся без ответа. Но не без оценки жителей. Ибо вне зависимости от того, что решат послушные депутаты «партии власти» 15 июня, горожане давно выставили экс-градоначальнику заслуженный «неуд».
Иван ДЕНИСОВ.
Владимир Волков не стал дожидаться справедливой оценки его деятельности и подал в отставку.