В каком состоянии сегодня пребывает сфера образования в Ярославской области, и с какими главными сложностями приходится сталкиваться педагогам, учащимся и их родителям? Речь об этом шла в минувшую пятницу в ходе «правительственного часа» в стенах областной Думы. Впрочем, мероприятие вышло далеко за рамки установленного регламента, и вместо отведённого часа продолжалось почти два с половиной. Что неудивительно – слишком много проблем накопилось в отрасли и слишком много вопросов длительное время оставались без внятных ответов.
Сегодня региональная система образования включает 406 детских садов, 366 школ, 73 организации дополнительного образования, 47 средних профессиональных организаций, 7 организаций дополнительного профессионального образования и 4 организации сопровождения образовательных учреждений. Общее количество обучающихся составляет 226 067 человек. А профессиональную деятельность осуществляют 19 466 педагогических работников. Профильная государственная программа «Развитие образования в Ярославской области» является одной из наиболее финансово ёмких. В 2024 году на ее реализацию выделено более 30 миллиардов рублей.
Выступавшему с докладом региональному министру образования Ирине Лободе задали множество различных вопросов, касающихся срыва сроков строительства новых школ, выполнения капитального ремонта существующих образовательных учреждений, реконструкции пищеблоков, реализации мероприятий антитеррористической защищённости, введения дополнительных льгот на проезд для школьников, мер поддержки молодых специалистов и других острых тем.
Председатель фракции КПРФ Елена Кузнецова попросила взять на контроль процесс организации питания в детских садах Ярославля, поскольку здесь вновь начали поступать жалобы от родителей. А заместитель руководителя фракции коммунистов Валерий Байло поинтересовался сроками разработки и введения новой единой системы оплаты труда учителей, педагогов и обслуживающего персонала в учреждениях среднего образования. По словам министра, в качестве такового обозначен 2026 год.
Однако больше всего вопросов касалось самой острой на сегодняшний день темы – реорганизации школ и детских садов и их объединения в так называемые образовательные комплексы. Несмотря на то, что соответствующие документы были подписаны главами трёх городов, где предполагается реализовать пилотные проекты (Ярославль, Рыбинск и Переславль), сама идея исходила от губернатора Михаила Евраева. Однако весь процесс прошёл кулуарно, без какого-либо обсуждения с педагогическим составом и родительским сообществом. Что вызвало справедливое недовольство людей.
— Нам было разослано заключение комиссии по поводу реорганизации. Насколько, по Вашему мнению, оно легитимно? Ведь в составе этой комиссии присутствовали только представители самого министерства образования и ряда других органов исполнительной власти. На мой взгляд, необходимо было расширить её формат и пригласить к участию в работе педагогов, депутатов и уполномоченного по правам ребёнка, а также хотя бы по одному представителю от родительских комитетов. С тем, чтобы они высказали свою точку зрения. А так получается, что 10 членов комиссии присутствуют, и все 10 выступают за объединение школ и детских садов и появление образовательных комплексов – подчеркнул Валерий Байло.
В ответ Ирина Лобода повторила стандартную фразу о том, что права детей на образование не будут нарушены, а сами образовательные программы будут реализовываться в полном объеме. Далее министр добавила, что требование опроса граждан не установлено законодательством. А комиссия является легитимной, потому что она создана в рамках существующих нормативных документов. Однако вопрос состоял не в оценке законности работы комиссии (понятно, что её создали не с потолка), а в восприятии её решений простыми жителями.
Сложившаяся ситуация и все события, которые уже целый месяц происходят в нашем регионе, наглядно показали, что люди совершенно не согласны с выводами чиновников. Очередное подтверждение тому прямо на заседании продемонстрировала одна из депутатов, процитировав обращение родителей из Рыбинска: «Без нашего мнения не должны приниматься решения, тем более в таких моментах! Что было самое обидное в собраниях? Слова о том, что всё решает учредитель, и мнение родителей никого не интересует!». Выступив в развитие темы, Елена Кузнецова подняла ещё и кадровую проблему:
— К нам как к депутатам обращаются родители, и мы, как проводники, уже спрашиваем у вас: к чему всё это приведёт? В качестве основной цели объединения нам заявляют повышение зарплаты нянечкам и другим работникам образовательных учреждений за счет сокращения административно-управленческого персонала. Но неужели нельзя сократить данную категорию, не проводя никаких реформ? У вас же есть опыт Москвы, где также была реорганизация, которая ни к чему особо хорошему не привела! Кроме того у нас уже сейчас нехватка учителей и воспитателей детских садов. При объединении нагрузка на существующие кадры в той или иной мере возрастёт. Так и оставшиеся педагоги начнут уходить. К сожалению, престиж профессии за последние годы упал. Идёт просто выгорание. Как объединение скажется на педагогическом составе? Мне кажется, у нас имеются риски!
Ирина Лобода отметила, что увеличения нагрузки и сокращения педагогических работников не планируется. Добавив, при этом, что у них появляется возможность дополнительной работы в другом здании в пределах образовательного комплекса, но лишь по желанию самого учителя. И вообще, любое увеличение нагрузки возможно только с согласия работников. Наверное, в теории это так. Но практика показывает совершенно другие примеры, когда педагог вынужден совмещать несколько направлений и трудиться на двух ставках. Реорганизация учреждений с высвобождением тех же завучей, которые вместе с административной работой ещё и ведут профильные предметы, неминуемо скажется на дальнейшем увеличении этой нагрузки.
— Ярославская область проходит уже не одно реорганизацию. Была оптимизация здравоохранения. И те красивые обещания и цели, которые заявляли представители власти, так и не были достигнуты. Кадровый вопрос решили? Нет! По заработной плате для всех работников медучреждений решили? Нет! Доступность улучшилась? Нет! Или возьмём реорганизацию пассажирских перевозок. В разы увеличилось финансирование. Но масса вопросов всё равно осталась. Сроки реализации трамвайной концессии уже сорваны. Нам рисуют красивую картинку, но в результате мы этого не получаем. Ещё были объединения библиотек, музыкальных школ, школ-интернатов. Ни к чему хорошему это тоже не привело. В сфере образования сегодня и так масса проблем. В школах учителя давно перерабатывают, потому что было отменено ограничение 8-часового рабочего дня. И теперь учитель высшей категории, чтобы получить 60 тысяч, вынужден работать больше 200 часов в месяц. Это нормально? Да и молодой специалист без всякой категории должен получать достойную заработную плату, чтобы содержать семью. Но у нас и этого нет! На мой взгляд, риски не в полной мере просчитаны. И мне бы хотелось, чтобы прошли дополнительные встречи и были сделаны соответствующие корректировки! – отметил в своём выступлении Валерий Байло.
Товарища по фракции поддержала Елена Кузнецова, отметив пагубность процессов, идущих в современной системе образования:
— Сегодня мы заслушали большой доклад о состоянии дел в сфере образования. Но некоторые процессы серьёзно настораживают. За последнее время из уст некоторых политических деятелей прозвучали высказывания насчёт обучения детей. Так, помощник Президента Владимир Мединский заявил, что необходимо сократить образовательный процесс в школе. А Герман Греф в своё время вообще говорил, что умные нам не нужны, потому что ими сложнее управлять. Следуя этим высказываниям, понятно, зачем это делается. Это очень опасные и вредные вещи. Почему у нас при реорганизации решения принимаются без учёта мнения педагогического и родительского сообщества? Хотя именно им, как никому, понятен весь образовательный процесс. И главное в этом вопросе – не финансы, а дети. Деньги можно перераспределить – например, не выделять их на строительство дорогостоящих зимних катков или подсветку зданий. Но не надо рушить то, что создавалось не вами. Это будущее страны. И об этом не нужно забывать. Здравоохранение у нас уже развалили, теперь взялись за образование. Ещё раз повторюсь, это очень опасный процесс.
К сожалению, на многие конкретные вопросы так и не были получены внятные ответы. И такой подход парламентариев не устроил. Так что разговор будет продолжен. И для начала по итогам «правительственного часа» депутаты запросили у министерства информацию о штатном расписании новых образовательных объединений и входящих в них структурных подразделений. Также напомним, что в настоящее время в Ярославле, Рыбинске и Переславле-Залесском рассматриваются судебные иски по поводу правомерности реорганизации школ и детских садов. Кроме того, несколько обращений, в том числе от депутатов-коммунистов в областной Думе и Муниципалитете Ярославля, поступило в органы прокуратуры. Поэтому ставить точку в вопросе создания образовательных комплексов пока слишком рано.
Иван ДЕНИСОВ.
Спасибо, что наши депутаты-коммунисты достойно защищают ценности советской системы школьного образования, которые планомерно разрушаются в стране и в Ярославской области либо по недомыслию, либо сознательно, являясь врагами всего советского. Нашим депутатам пожелал бы поднять следующие вопросы. 1. До каких пор учителя будут просто урокодателями. Они дают детям информацию, а не знания, поскольку они с детьми фактически не прорабатывают, новый материал, а перекладывают на родителей. В советское время в рамках продленного дня учителя после занятий дополнительно прорабатывали с детьми новый материал. Также в советской школе на проработку учениками нового материала выделялось больше времени: фактически раза в два. 2. Школы превратили в настоящие концлагеря. Под видом борьбы с терроризмом в школу родителей совсем не пускают. Приходится им встречать учеников начальных классов на улице в течение многих минут. Организовали встречи родителей с учителями по записи, что создает огромные трудности для встречи с ними работающим родителям. На все претензии к работе школы в лице учителей с учениками один ответ родителям: не нравится, переходите в другую школу.