Блеф «Великой России» Столыпина

c89e83309856

Ровно сто десять лет назад, 10 мая 1907 года премьер-министр Российской империи П.А.Столыпин, выступая перед депутатами Государственной Думы, сделал своё знаменитое заявление: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».

Он обращался к представителям демократической части депутатского корпуса, отстаивавшей идеи свободы личности, ограничения произвола императорской власти и социальных реформ.

Ныне это высказывание активно и с упоением цитируется разного рода монархистами и реакционерами. Столыпина, с его фантомным величием, идеализируют, а борцов против тирании царизма – шельмуют. Он, мол, действительно боролся за процветание и счастье, а его противники, будто бы, желали только лишь разрушений.

Но давайте взглянем на ту гипотетическую «Великую Россию», которую желал вдеть Столыпин. Привело бы воплощение его стремлений к решению проблем, волновавших всё общество?

Карикатура на П.А.Столыпина
Карикатура на П.А.Столыпина

Важнейшим для жителей России в то время был земельный вопрос – крестьяне страдали от малоземелья, в то время как огромные массив земли принадлежали помещикам. Крестьяне и поддерживающие их демократические слои общества требовали перераспределения земельных богатств. Стремилось ли правительство Столыпина пойти навстречу чаяниям крестьянства, составлявшего большинство населения страны? Нет. Проекты аграрной реформы, связанной с отчуждением хотя бы части помещичьих земель и, хотя бы, за выкуп, правительством отвергались. Пресловутая же столыпинская аграрная реформа одной из важнейших целей ставила, наоборот, сохранение господствующей роли помещиков в системе землевладения. Для этого власть пыталась искусственно расколоть крестьянство, разрушив общину и создав слой атомарных собственников мелких участков земли, окончательно разобщить богатых крестьян-«кулаков» и бедняков. Правда, большинства крестьян не стали выходить из общины, и столыпинский проект, в целом, потерпел крах. Итак, земельный вопрос Столыпин решать не собирался. Значит, даже если в его «Великой России», величие подразумевало бы увеличение национального богатства, львиную его долю будет, по-прежнему, получала бы лишь небольшая кучка людей.

Другой большой проблемой была разобщённость власти и народа. Представители широких слоёв населения практически никак не могли влиять на политику государства. Правда, за год до того наконец, появился представительный орган ограничивающий власть императора – Государственная Дума. Но, во-первых, эта уступка была вырвана народом в кровавых боях 1905 года, власть только лишь вынуждена была пойти на неё. Во-вторых, роль и значение Государственной Думы власть постоянно стремилась свести к минимуму, если не нулю: первая и вторая Думы были распущены царскими указами, на выборах в третью Думу были повышены имущественные цензы (а значит – большинство населения ущемлялось в избирательных правах в пользу состоятельного меньшинства), Дума не получила возможности участвовать в формировании правительства и не могла требовать отчёта у царских министров. Инициатором и активным исполнителем этих ограничительных мер был Столыпин. Значит, в будущей столыпинской «Великой России» практически не предполагалось участия народных представителей в государственном управлении, и, значит, власть-предержащие должны оставаться оторванными от народа, среди них не должно быть людей, выдвинутых народной массой.

Но, может быть, власть собиралась без официальных выборных органов прислушиваться к голосу народа? Увы, но ничто об этом не говорит. Показательна политика власти в отношении тех, кто в той или иной мере её критиковал: при Столыпине она развернула масштабный террор против несогласных. Без устали работали военно-полевые суды, имевшие право в течение 24 часов, без адвокатов и присяжных, выносить смертные приговоры. Участие Столыпина в терроре осталось в памяти народной: виселицы были прозваны «столыпинскими галстуками». Врагами власти были, фактически, все, кто придерживался социалистических и даже леволиберальных взглядов.

Так какой же она должна была быть, «Великая Россия» Столыпина? Не для великого народа предназначалась она. Велик в ней должен был быть только императорский престол, да греющиеся в его сиянии сам Столыпин, царедворцы, богатые помещики и промышленники. Широкие же массы народа были всемилостиво назначены «любезными верноподданными», за которых бы власти уже решили, что они любят свои цепи и рады созерцать нестерпимо сияющий властный Олимп, в служении которому была бы мечта, тоже назначенная им свыше. А чего желали, к чему стремились, чему радовались миллионы жителей России на самом деле? Это было властям неважно, они за людей всё сами решили.

Но нет, не нужна людям оказалась такая «Великая», чуждая им Россия. Через десять лет, во время великих потрясений народ грозно сказал своё слово. Он изгнал тиранов и сам стал решать свою судьбу. Сам, тенистой тропой пошёл к своим победам и свершениям, к своему великому будущему.

Николай Мишуров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *