БЮДЖЕТНЫЕ СЛУШАНИЯ: РАДУЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВЛАСТИ И СУРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

11 октября в областной Думе состоялись бюджетные слушания. По традиции, с этого мероприятия начинается процесс рассмотрения основного финансового документа региона на будущий год. Сам проект бюджета внесут в парламент до 1 ноября. А пока экономический блок правительства области представил на суд законодателей прогноз социально-экономического развития края на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. К которому сразу возникло много вопросов.

Предполагается, что исходные данные прогноза станут основой главных параметров областной казны. Сам прогноз разработан в двух вариантах – консервативном и благоприятном. Но в основном чиновники рисуют вполне оптимистичные перспективы. Как будто в стране нет ни пандемии коронавируса, ни экономического спада, ни продолжающегося снижения реальных доходов граждан. Такой подход, мягко говоря, вызывает недоумение.

Больше всего вопросов касается оценки доходов населения. Правительственные экономисты пишут, что в январе-мае 2021 года среднемесячная начисленная заработная плата в регионе составила 39431 рубль. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года темп роста составил 8%. При этом, реальная заработная плата за тот же период была зафиксирована на уровне плюс 2,5%. А в целом за 2021 год власти ожидают «сохранение положительных темпов прироста реальной заработной платы». И к декабрю прогнозируют её рост на 1,5%.

В свою очередь, в том же прогнозе отмечается, что по итогам 2021 года ожидается рост сводного индекса потребительских цен на 6,3%. А инфляция в сентябре, по данным «Росстата», достигла уже 7,4%, побив показатели пятилетней давности. Из продовольственных товаров за год сильнее всего выросли цены на сахар (29%), куриное мясо (24,9%), помидоры (24,9%), подсолнечное масло (24,2%), яйца (20,7%) и огурцы (17,3%). В непродовольственном сегменте лидером стали стройматериалы (27,7%). Разумеется, отдельно следует подорожание услуг ЖКХ, медикаментов, бензина и прочих товаров и услуг. А теперь вопрос: покроет ли прогнозируемый чиновниками полуторапроцентный рост реальной зарплаты всё вышеуказанное? Ответ очевиден.

Весьма показательны данные по разделу труда и занятости. Как ни удивительно, но данные правительства косвенно констатируют провал пенсионной реформы! Из представленного в Думу документа следует, что «несмотря на постепенное повышение пенсионного возраста, существенного влияния на общие тенденции данный фактор не оказал». Если численность занятых в экономике региона в 2019 году составляла 607,4 тысячи человек, то в 2020 году – 596 тысяч. При консервативном прогнозе, в 2022 году она может снизиться ещё больше – до 588,9 тысячи человек. Таким образом, расчёт властей на увеличение так называемого «экономически активного населения» в результате реформы не оправдывается. Кроме того, снижение показателя вполне логично объясняется ростом безработицы ввиду массового сокращения работников в связи с пандемией коронавируса.

Эта печальная закономерность особенно показательна для представителей малого и среднего бизнеса, которые в прошлом году вынуждены были три месяца сидеть без работы, а потом долго и мучительно восстанавливать спрос. Итог: по данным статистики, за 2020 год в области сократилось более 840 малых предприятий (в 2021 году эта цифра прогнозируется ещё больше – 1043). А численность их сотрудников за год упала почти на 7,9 тысячи человек (в 2021 году прогнозируется сокращение ещё на 1,7 тысячи). В этой связи совершенно непонятно, на основании чего в правительстве делают вывод о том, что в 2021 году малый бизнес начнёт постепенно восстанавливаться и к декабрю приблизится к докризисным показателям развития? Судя представленным данным, пока для этого не прослеживается никаких перспектив. По всей вероятности, как и мер поддержки со стороны государства.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сельском хозяйстве региона. В первом полугодии наблюдается снижение объёмов производства сельхозпродукции. Из-за роста цен на покупные корма, комбикормовые добавки и ветеринарные препараты, животноводческие предприятия ограничивают покупку необходимых высокобелковых кормов по причине роста их стоимости на 40-60%. А учитывая, что доля покупных кормов в рационе сельскохозяйственных животных составляет не менее 50%, в 2021 году идёт и увеличение себестоимости производства на 20-30%.

Также аналитики отмечают снижение продуктивности скота и птицы.  И, как результат совокупности всех вышеперечисленных факторов, рост отпускных цен для потребителей. Однако в правительстве области делают парадоксальный вывод, что в дальнейшем отрасль животноводства будет развиваться ускоренными темпами за счёт реализации новых инвестиционных проектов с использованием высокоэффективного оборудования, высокопродуктивного скота и внедрения новых технологий. Как говорится, комментарии излишни.

И таких парадоксов в прогнозе губернаторских экономистов ещё много. А если подобный подход присутствует при формировании исходных данных, не трудно догадаться, каким будет бюджет, свёрстанный на их основе. В связи с этим, депутаты фракции КПРФ в Ярославской областной Думе уже сейчас включились в работу и начали сбор вопросов и предложений от граждан. Среди наиболее актуальных были озвучены следующие: повышение расходов на медицину и образование, выделение дополнительных средств на закупку льготных лекарств, повышение зарплаты пожарным и борьбу с безработицей, ремонт дворов и даже пересмотр межбюджетных отношений.

По итогам бюджетных слушаний будут подготовлены соответствующие рекомендации. А после поступления самого проекта казны на основе пожеланий жителей депутаты-коммунисты разработают поправки и внесут предложения в сфере ЖКХ и социальной политики, направленные на улучшение жизни граждан и снижение негативных последствий экономического курса действующей власти.

А. Федоров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *