Великий представитель украинской и русской культуры

(К 210-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко)

( Продолжение)

В поэме «Сон» Т.Г. Шевченко в очень жесткой и саркастической форме критиковал нравы царского двора. Центральная тема  сатирической поэмы «Сон» — критика самодержавно-крепостнических порядков в современной России Литературному герою приснился странный сон: он летит над землей, попадая в разные уголки России: Украина, Сибирь и царские палаты Петербурга. Пролетая над Украиной, литературный герой обращает внимание на контраст между живописной природой и положением крепостных крестьян. В полемическом запале обращается к самому Богу, неужели он не видит страдания трудового народа и задается вопросом: «Долго еще в сем мире палачам властвовать?». Пролетая над Сибирью, он увидел среди каторжан не только уголовников, но и борцов за народное счастье. Из Сибири автор переносит героя поэмы в  Санкт-Петербург. С резкой сатирой он обрушился на Царя и придворных, показывая никчемность их деятельности. Особенно оскорбительно охарактеризовал царицу, сравнив ее с «опенком засушенным».

«Цариця не бога,

Мов опеньок засушений,

Тонка, довгонога,

Та ще, на лихо, сердешне,

Хита головою.

Так оцето та богиня!

Лишенько з тобою».

Царь лично прочитал рукопись поэмы. В поэме «Сон» он увидел проявление черной неблагодарности со стороны Шевченко к царской семье, которая участвовала в его выкупе из крепостной неволи. В.Г. Белинский в  письме П. Анненкову (1-10 декабря 1847) отмечал: «…Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля: один на государя императора, другой на государыню императрицу. Читая пасквиль на себя, государь хохотал, и, вероятно, дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы, за то только, что он глуп. Но когда государь прочел пасквиль на императрицу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: «Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но ее-то за что?»… Мне не жаль его, будь я его судьей, я сделал бы не меньше. Я питаю личную вражду к такого рода либералам. Это враги всякого успеха. Своими дерзкими глупостями они раздражают правительство, делают его подозрительным, готовым видеть бунт там, где нет ничего ровно, и вызывают меры крутые и гибельные для литературы и просвещения (Выделено нами – В.К.)».

Николай I собственноручно в качестве наказания утвердил ему меру службы рядовым солдатом в Отдельном Оренбургском корпусе с запретом писать и рисовать. Оказавшись в ссылке, Тарас Григорьевич писал: «Все прежние мои страдания в сравнении с настоящими были детские слезы».  Гоголь и Жуковский никак не откликнулись на его трогательные письма к ним с просьбой походатайствовать перед Царем на предмет смягчения ему меры наказания. Они негласно осудили его поступок. При всем уважении к творчеству и личности Шевченко, по-человечески трудно согласиться с его насмешкой в поэме «Сон» над физическими недостатками супруги Царя:

                         Шевченко на солдатском плацу
Шевченко на солдатском плацу

ее излишней худобой и нервным тиком, между прочим, приобретенные ею из-за постоянных переживаний за судьбу своей семьи, детей после восстания декабристов. Ее тревога была не беспочвенной. Советский академик М.В. Нечкина в научной монографии «Декабристы» привела следующий исторический факт. В беседе Николая I с прусским военным деятелем Леопольдом фон Герлах он признался, что в день восстания около него не было ни одного преданного человека, кроме жены. Уже участники восстания были арестованы, но он каждый  прожитый день считал за «дар неба», так как его не пощадят: везде его может настигнуть убийца. Старшего сына, будущего императора Александра II, все же настигла рука убийцы. Он будет смертельно ранен в одном из покушений на него. В дальнейшем Шевченко  осознал свой в человеческом отношении  непорядочный поступок и раскаивался за свои оскорбительные стихи в адрес императрицы Александры Фёдоровны. В письме жене вице-президента Академии художеств Российской империи графине Толстой (1856 г.) он писал: «Уже девять лет, как казнюся я за грешное увлечение моей бестолковой молодости.  Преступление мое велико, я это сознаю в душе».

Вернувшись по амнистии императора Александра II в Санкт-Петербург (1958 г.), в сентябре 1860 года он получает звание академика «по гравированию на меди». Вошел в круг издателей журнала «Современник», став близким другом Чернышевского и Добролюбова. В этой связи вспоминается, что последние были духовными наставниками Ленина, памятники которому сегодня националисты сбросили по всей Украине. Следуя их националистической и антикоммунистической логике, на очереди – убрать памятники Шевченко. Заодно отказаться от территорий (Крым, Донецкая и Луганская области и другие), которыми приросла Украина в ХХ веке, находясь в составе СССР, основателем которого был Ленин. Вполне можно согласиться с публицистом В. Рогановым-Крымским в том, что «отрицательное отношение Украины к России и к русскому языку является чёрной неблагодарностью, если не сказать больше. Враги и угнетатели не делают таких подарков,  какие сделала Россия Украине! (Выделено нами – В.К.)». Следует отметить, что Украина в составе СССР получила ещё один значимый подарок: мощное промышленное и культурное развитие. Провозгласив независимость, современная Украина входила в десятку наиболее развитых стран Европы.

Незадолго до кончины Шевченко взялся за составление школьного учебника на украинском языке. За пять дней до своей смерти, будучи тяжело больным, он стал свидетелем всенародного оглашения 5 марта 1861 года царского Манифеста об освобождении крестьян об отмене крепостного права. Довольно странно слышать от некоторых современных исследователей творчества Шевченко, что он никак не отреагировал на столь судьбоносное событие для крепостных крестьян, о несчастной судьбе которых так много писал. Видимо, они не в ладах с историей его биографии. Это касается их суждений о   малограмотности и слабой  эрудиции Шевченко, характеризуя его наивным, эмоциональным, ограниченным и малообразованным поэтом и писателем. Если бы это было на самом деле так, то вряд ли многие выдающиеся русские писатели и поэты проявляли бы такой интерес и уважение к его творчеству. И настолько, что пришли проводить его в последний путь. Среди них: М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов и др. По словам Н. Костомарова, в день похорон «большинство окружавших его гроб состояли из великороссов, которые относились к нему, как относились бы к Пушкину или Кольцову, если бы провожали в могилу последних». А.И. Герцен поместил в «Колоколе» проникновенный некролог. Н.А. Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченки».

«Всё он изведал: тюрьму петербургскую,

Справки, доносы, жандармов любезности,

Всё – и раздольную степь оренбургскую,

И её крепость… В нужде, в неизвестности

Там, оскорбляемый каждым невеждою,

Жил он солдатом – с солдатами жалкими,

Мог умереть он, конечно, под палками,

Может, и жил-то он этой надеждою».

П.А. Бороздина, российский литературовед и исследователь творчества Великого Кобзаря, отмечает: «Трудно во всей русской, а возможно – и во всей мировой поэзии отыскать более проникновенные и горестные строки о судьбе поэта. Я думаю, что сегодня и Т.Г. Шевченко, и Н.А. Некрасов остро переживали бы тяжкий для Украины и для России час государственного разлома, безудержного обнищания народа и как следствие этого, падение культуры и нравов». Те, кто не в ладах с историей его биографии, договариваются до того, что в детстве, когда формируется характер, его не приучили упорно трудиться и не приучили читать. «И привычка к праздности осталась в нем на всю жизнь…  Лень оказала ему плохую услугу», —  утвердительно заявляет А. Рудницкий в пространной статье «Шевченко «народный» поэт украинцев — жертва польской русофобии». Однако, если познакомиться только с результатами его деятельности, как литератора и художника, в период ссылки, несмотря на царский запрет писать и рисовать, то его продуктивность поражает. Благодаря доброте коменданта Ускова и его супруги, которые полюбили Шевченко за его мягкий характер и привязанность к их детям, он обошел этот запрет. Он создал до двух десятков повестей и рассказов. И все почти на русском языке. Для отчёта об экспедиции Шевченко было поручено срисовывать виды Аральского побережья и местные народные типы.

Поборники пересмотра творческой и общественной деятельности Шевченко особенно в качестве наглядного примера приводят его поэму «Гайдамаки», По их мнению, «она стала в дальнейшем настоящей инструкцией для оуновцев и бандеровцев….  У «демократа» — Шевченко они описаны как настоящие садисты, который убивают детей, вершат геноцид, но «народный» поэт их прославляет». (См.: Рудницкий Б.  «Шевченко «народный» поэт украинцев — жертва польской русофобии»)

«В общем, на славу

… погуляли гайдамаки,

Добре погуляли

Слава их осталась».

Не имея представления о жесточайшей эксплуатации  польскими панами украинских (малороссийских) крестьян, которых они воспринимали исключительно за быдло, безусловно, может вызвать у читателя негодование шавченковская оценка действий гайдамаков. На самом деле, жестокая месть гайдамаков-крестьян  полякам — следствие за их вековое угнетение  польскими панами, которые  драли с них, образно выражаясь,  «три шкуры» и за малейшую провинность подвергались истязаниям. Интересно, в какой стране на почве классовой неприязни в ходе бунта или вышедшей из-под контроля организаторов революции события заканчиваются без жесточайших эксцессов. Так что в качестве пособия для бандеровцев, если «притянуть за уши», можно взять, например, зверства режима Пиночета в Чили в 70-х-80-х  годах ХХ века, американских рабовладельцев в ходе гражданской войны между Северными и Южными штатами в США (1861-1865 гг.) и т.д. Кстати, М.Ю. Лермонтов, великий русский поэт, в 18 лет это понимал. И об этом он сказал в неоконченной повести «Вадим». В ней, посвященной пугачевскому бунту, он живописует жестокие картинки расправы холопов над своими господами. Он характеризует их действия как акт возмездия за зверское отношение к ним со стороны господ. «Каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения и только кровь могла смыть эти постыдные летописи». (Выделено нами – В.К.) То, что Шевченко, описывая зверства восставшего народа против гнета польских панов, их действия не осуждает, это характеризует его как защитника народных масс против эксплуататоров. Если бы он мог видеть примеры уважительного отношения господ к своим крепостным, думаю, он как проницательный человек, вполне осудил бы подобные меры достижения социальной справедливости. Понимание правящими классами «делиться благами» с угнетенными массами во имя сохранения своего господства на данный момент  возникло в странах Запада только после Октябрьской революции в России. Правда, то, что происходит сейчас в странах коллективного Запада под эгидой США любой ценой, используя в качестве наемной военной силы до «последнего украинца» (выражение Б. Джонсона), в ходе крестового похода уничтожить Россию, свидетельствует о потери западной правящей элиты политико-социального благоразумия. Об этом говорят факты нарастающих протестов  транспортников в ФРГ, фермеров в Польше, Чехии и во Франции против политики властей, которая в ходе безудержной военной поддержки украинских националистов в борьбе с Россией приводит к финансовому обескровливанию промышленности и сельского хозяйства и, в конечном итоге, к социальному обнищанию населения.

Тяжёлые годы ссылки и приобретенный там алкоголизм крайне отрицательно отразились на состоянии здоровья и стали причиной его ранней смерти. В 1858 году Шевченко записывает в дневнике: «М.С. Щепкин (выдающийся русский актер – В.К.) с сокрушением пишет о моем безалаберном и нетрезвом существовании…». Попытка им устроить семейный очаг (актриса Пиунова, крестьянки Харита и Лукерья) не увенчались успехом. 10 марта 1861 года на другой день после своего дня рождения он умирает. Спустя два месяца, 22 мая того же года в соответствии с его завещанием Т.Г. Шевченко был перезахоронен на Украине на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева. Это место стало объектом паломничества для всех почитателей его памяти. В 1939 году к 125-летию со дня его смерти по решению Советского Правительства во главе с В.М. Молотовым над могилой соорудили грандиозный памятник-статую в полный рост Шевченко на высоком пьедестале. В советский период творчество и жизнедеятельность Шевченко получило самое глубокое признание: многомиллионными тиражами на языках народов СССР издавались его произведения, многие высшие учебные заведения и драматические театры на Украине были названы его именем. Во многих городах появились улицы и бульвары с его именем. На экраны страны выпустили 3 полнометражных художественных фильма о жизни Шевченко.

Если бы чудом воскрес Т.Г. Шевченко, то он не только сильно удивился бы тому, что происходит сейчас в «рiдной Украйне», но и просто возмутился. При всей своей  любви к украинской культуре и стремлении реализовать идею самостоятельности Украины он не мыслил себя и свой народ вне русской культуры и русского общественного самосознания. Не случайно многие его рассказы, повести, личный Дневник написаны на русском языке. В полицейских документах, о чем нынешние националисты не желают вспоминать, характеризовался «известнейшим русским писателем». А. Ужанков — проректор российского Литературного института, доктор филологических наук, отмечает, что двуязычность Шевченко еще больше отразилась в его письмах того времени. В его русских письмах практически нет украинизмов, а вот в украинских письмах, русские слова встречаются довольно часто. Шевченко с огромным уважением относился к поэзии Пушкина, считая его своим учителем. В знак благодарности к нему наизусть знал многие его стихотворения. Преимущественно он разговаривал на русском языке, причем, по воспоминаниям современников, без украинского акцента. По словам великого русского писателя И.С. Тургенева, его голос «несколько хриплый»,  выговор его «чисто русский». B последствие Тургенев тепло вспоминал о встречах с Шевченко, о том, с каким удовольствием он слушал в авторском исполнении стихи, например, «Bечер» («Садок вишневий..»).  Н. Костомаров, личный друг Шевченко выдающийся историк, писал, что Шевченко «будучи малорусским поэтом по форме и языку, в то же время и поэт общерусский. Это именно от того, что он – возвеститель народных дум, представитель народной воли, истолкователь народного чувства». По его словам, во взглядах Тараса Григорьевич не было никакого намека на русофобию. Нет ни одного документа за подписью Шевченко, чтобы в нем  он обращался к странам Запада за моральной и материальной поддержкой в борьбе с Русской империей.

Вполне можно логически предположить, что он был бы по другую сторону Майдана: с теми украинцами, которые выступают за духовный и культурный союз с братским русским народом, таким же родственным ему по славянской линии. Согласен с основным выводом тех литературоведов и публицистов, которые серьезно, не на политиканском уровне, исследуют творчество Т.Г. Шевченко.  Его творчество, судьба великого Кобзаря  направлена на объединение двух братских народа, говорящих на русском и украинском языках. Шевченковский  национализм, т.е. становление и укрепление украинской нации был ориентирован не на разрыв с другими славянскими народами, на укрепление союза с ними и, прежде всего, с русским в лице его таких выдающихся представителей культуры, как Пушкин, Некрасов, Тургенев, Чернышевский, Добролюбов, Щепкин и другие представители русской культуры. Если поддадимся на уловку бандеровских идеологов, которые напялили на Шевченко маску ярого украинского националиста, и отдадим им Шевченко, то сыграем на руку западным идеологам и политикам в деле окончательного уничтожения двух родственных славянских народов. 

Корнилов В.И., доцент, к.э.н. Лауреат премии «Слово к народу» газеты «Советская Россия» за 2023 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *