Волковский театральный фестиваль — 2017. День второй

Вологодский театр показал спектакль по пьесе Вампилова «Утиная охота», режиссер Б.Гранатов. Многие помнят замечательный фильм по этой пьесе, а потому нет нужды пересказывать её содержание. В своё время в этом произведении критикам виделись душевные метания героя. Но вот пришел капитализм, и мы живем в новых реалиях. А потому у меня кардинально поменялся взгляд на эту пьесу.

Ух, набираюсь духа — со своим мнением я буду явно не… в тренде. Я полагаю, что эта пьеса о зажравшемся, облопавшемся советском интеллигенте, который к тому же явно не заслуживает того, что он имеет.

Давайте разберем по косточкам. Главный герой, инженер Зилов, работает в информационном бюро. Работка не пыльная, но такая, что его зарплаты хватает на семью, на любовницу, на походы с друзьями по ресторанам, на охоту.

Но этот Зилов ещё и эгоист. Он не навещает своего 70)летнего отца – как же, ему терять время, надо ж на утиную охоту ехать. Он обманывает свою жену, меняя любовниц. Он 6 лет женат, но не желает иметь детей.

Фактически за нетрудную работу ему дают бесплатно квартиру, а он ещё работает спустя рукава и подлог непроверенного материала допустил. Более того, своему не слишком стойкому начальнику сбагривает бывшую любовницу, когда на горизонте появилась 18-летняя наивная девушка.

И вот показываются сцены из его жизни, где мы видим всё гнилое нутро этого якобы инженера Зилова. Это та категория младших научных сотрудников, что здорово орали в перестройку о необходимости гласности, о свободе и демократии и прочих демократических прелестях.

Если бы у Зилова не было страсти к утиной охоте, не сомневаюсь, что другие, подобные ему, и подавались в «демократы»… А надо было бы просто заставлять их по-настоящему работать, и не маялись бы они всякой дурью.

Зилову не приходится тяжко трудиться и завоевывать место под солнцем, ему фактически все приносится на блюдечке. А он изображает из себя страдальца, обвиняет в бедах своих даже друзей. А между тем те же друзья после оскорблений «доставили» его домой, а то б попасть ему в вытрезвитель. Те же друзья спасают его от рокового выстрела, спасают его жизнь.

Такова пьеса, которую я смотрела во второй день фестиваля. Положение моё на фестивале не улучшилось, смотрела спектакль опять издалека — из ложи амфитеатра, не видя вблизи актеров, потому трудно рассуждать об их дарованиях.

Так что я говорю о пьесе в целом. Получился спектакль не слишком удачным. Начнем с того, что было много хождений по сцене — актеров в черном одеянии. И потом, костюмы какие-то «разномастные», не соответствующие времени, обстановке. Вот собираются два сотрудника и их шеф на обед в кафе. Его спутники в деловых костюмах, а Зилов в каком-то затрапезном одеянии. Ну, честно, не могло быть такого в 70)х годах, а тем более в 60)х, ведь события происходят примерно в то время.

В другой сцене, новоселья, появляется жена его сослуживца. Ну что за наряд, ну что за жесты?! Они были бы уместны у пошлой дамочки из голливудского фильмишка. Эти кривляния просто раздражали зрителя. Да не видела я таких в 70-80-х годах, проработав в пяти организациях и не чураясь при этом походов в рестораны и кафе…

Примерно то же и насчет любовницы Зилова, Верочки, – дама из варьете, а не из магазина. И что за наряд у только что получившей аттестат Ирочки?! А уж начальника представили таким идиотом, что дальше некуда. Не получилось ни сатиры, ни драмы. Какая-то мешанина. Неужели русофобский модерн докатился и до Севера?!

После первого отделения человек сорок покинули театр. Несколько групп я перехватила, чтоб узнать причину. Одни просто замахали руками. Другие заявили: после фильма подобный спектакль им и смотреть не хочется. А одна зрительница сказала примерно следующее: неприятно смотреть, как-то не по-русски, – по столу топают. Вот эту характерную черту спектакля отмечу и я.

Помню, бабушка ругалась: стол — это как престол. Никаких сидений на столе. А уж тем более — с ногами на стол! А тут герои раз десять вскакивают на стол, сидят на столе. Даже странно – сцена изображает обед в кафе, а герои сидят на столе и ножками раскачивают…

А музыкальное сопровождение вообще моментами зашкаливало – песня, помните:

Не жди меня, мама, хорошего сына…

Твой сын не такой, как был вчера!

Меня засосала опасная трясина,

И жизнь моя вечная игра!

Пьеса про инженеров, а тут что-то полублатное… И ещё какие-то нелогичные переходы от действия к действию, слишком грубая сцена с женой, затянутая сцена неудачного самоубийства. И затянутые по времени частые хождения всех актеров по сцене.

Но хорошо звучала в спектакле песня «Самоцветов» «Всё, что в жизни есть у меня», только непонятно было, про которую из трех. Так что спектакль получился всего лишь на четверочку с натяжкой…

Нелли ЦАПУРИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *