Горькая правда об «эффективных менеджерах»

1

Нынешние руководители Ярославской области очень любят говорить о результатах и эффективности своей работы. Очевидно, рассуждая по принципу: сам себя не похвалишь – никто не похвалит. Тем более, что хвалить «варягов» ярославцам особо не за что. Об этом свидетельствуют и цифры статистики за 2020 год. Более того: даже собственные данные властей об итогах реализации важнейших региональных программ говорят не в их пользу. А факты – вещь упрямая.

Три с лишним года пришлая команда московских управленцев рассказывала жителям о небывалом социально-экономическом развитии Ярославской области. И промышленность у нас на подъёме, и сельское хозяйство перспективное, и жилищное строительство бьёт новые рекорды, и инвестиции льются как из рога изобилия. Казалось бы, поле стольких лет «благоденствия» у региона должен был сформироваться достаточный «запас прочности», позволяющий почти безболезненно пережить любой кризис. Однако при первых трудностях, с наступлением пандемии COVID-19, все «достижения» рассыпались, словно карточный домик. А область оказалась в глубоком «минусе» по всем основным показателям.

Так, объём промышленного производства составил лишь 96,7% от уровня прошлого года. Конечно, кто-то может возразить: мол, решающую роль здесь сыграли коронавирусные ограничения и последовавший за ними разрыв производственных цепочек. Конечно, всё это так. Но проблемы были на территории всей страны. А меры поддержки и результаты борьбы за спасение экономики везде оказались разными. То же падение объёмов производства по России в целом оценили только в 2,9% (в Ярославской области – 3,3%). А в Центральном федеральном округе и вовсе зафиксировали рост на 5,2%. В итоге среди 18 регионов ЦФО по индексу промышленного производства мы оказались на 16 месте. Немногим лучше оказалась ситуация и в сельском хозяйстве. По объёмам продукции аграрного сектора наша область заняла 15 строчку в ЦФО.

Особенно туго оказалось предприятиям в сферах розничной торговли и общественного питания. Первая за год  просела на 10%, вторая – на 15%. Неудивительно, если учесть, что рестораны, кафе, столовые и многие магазины непродовольственных товаров вынужденно простаивали целых три месяца. При этом хвалёными мерами государственной поддержки, о которых власти твердили на каждом шагу, по тем или иным причинам не воспользовались более двух третей ярославских бизнесменов. Итог: за год регион лишился почти 1800 субъектов малого и среднего бизнеса. А уровень регистрируемой безработицы вырос в два с половиной раза: с 1,2% до 3%. По данным «Ярославльстата» к декабрю 2020 года в органах службы занятости населения на учете состояло 13,4 тысяч человек!

Неважно справились региональные власти и со своими непосредственными обязанностями. А именно – с реализацией государственных программ Ярославской области. Сводный отчет об их исполнении и оценке эффективности недавно поступил в областную Думу. По итогам 2020 года 5 программ из 27 были признаны самими чиновниками низкоэффективными. Это «Развитие здравоохранения», «Обеспечение качественными коммунальными услугами», «Охрана окружающей среды», «Развитие культуры и туризма», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Как видно, все они касаются важнейших сфер жизни. Но исполнение некоторых не дотянуло даже до 80%. В целом же расходы на все госпрограммы составили только 96% от плана (недофинансирование – около 2,5 миллиарда рублей).

Впрочем, у простых жителей такие цифры вряд ли вызывают удивление. В отличие от властей, они ежедневно сталкиваются с «качеством» исполнения программных мероприятий. Взять то же здравоохранение. Последствия так называемой «оптимизации» привели к повсеместному снижению доступности медицинских услуг. В области остаётся хронический дефицит врачебных кадров, из-за чего запись к «узким» специалистам в обычную поликлинику по месту жительства в прошлом году затягивалась на недели. Льготники сталкиваются с постоянными трудностями в получении положенных по закону лекарств. Больницы годами добиваются необходимого оборудования и не видят полноценного ремонта. А материально-техническая база настолько изношена, что пациентов приходится принимать в помещениях, не соответствующих ни строительным, ни санитарным нормам.

Последнее актуально не только в сельской глубинке, но и в пригородном Ярославском районе. К примеру, до сих пор остаются кадровые проблемы в амбулатории стремительно развивающегося посёлка Красный Бор Заволжского сельского поселения. Амбулатория в посёлке Дубки и детская поликлиника в деревне Ноготино Карабихского сельского поселения находятся в зданиях шестидесятых годов прошлого века, которые буквально дышат на ладан. А три с лишним тысячи жителей посёлка Щедрино и ближайших населённых пунктов и вовсе обслуживают в одноэтажном деревянном фельдшерском пункте, давным-давно не отвечающем нормативам приёма пациентов.

Масса своих проблем остаётся и во многих других сферах: дорожном и коммунальном хозяйстве, экологии, транспортном сообщении, расселении аварийного жилья, развитии предпринимательства. Такова на деле «эффективность» работы московских горе-управленцев и всесторонне поддерживающих их представителей «партии власти». Похоже, что исправно они справляются только с одной задачей: регулярным повышением тарифов да взиманием налогов и прочих поборов с граждан. Притом, собирают с людей гораздо больше, чем в конечном счёте отдают. Стоит ли терпеть это дальше – решать самим жителям. В свою очередь, депутаты фракции КПРФ внесут свои предложения по улучшению реализации госпрограмм на ближайших заседаниях профильных комитетов областной Думы.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *