Гостеприимство как бизнес

Карикатура с сайта www.rustur.ru
Карикатура с сайта www.rustur.ru

В преддверии летних отпусков Госдума решила обсудить вопрос о развитии внутреннего российского туризма, пригласив 18 мая на «правительственный час» руководителя Федерального агентства по туризму Зарину Догузову.

Нацпроект с режущим слух названием «Туризм и индустрия гостеприимства» был принят год назад, а в конце минувшего года утверждена госпрограмма «Развитие туризма». Но толчок к развитию этой сферы был сделан правительством ещё раньше. В 2019 году принята Стратегия развития туризма до 2035 года. Это фундаментальный документ, в котором расписаны все полномочия, направления, цели. Однако методическое сопровождение её реализации Ростуризм не провёл. «Таким образом, стратегия оказалась мертва», — подчеркнул аудитор Счётной палаты РФ Сергей Штогрин, делегированный в финансовый контрольный орган фракцией КПРФ. В то же время за последние три года поддержка туризма за счёт федерального бюджета выросла более чем в 10 раз — с 7 до почти 75 миллиардов рублей. Эти деньги направлены в основном на поддержку частного бизнеса, который целиком и полностью господствует в сфере туризма. Правительство надеется всевозможными мерами поддержки привлечь к 2030 году в туристическую сферу не менее двух триллионов рублей частных инвестиций.

Малый и средний бизнес потихоньку подпитывается грантами, тратя их на создание кемпингов, обустройство пляжей, разработку туристических маршрутов и пр. До этого года распределением грантов занимался Ростуризм и, как выяснила Счётная палата, не особенно эффективно. В 2020 году на поддержку общественных и других инициатив было выделено из бюджета 1,2 миллиарда рублей. Но деньги остались невостребованными и вернулись в бюджет. В 2021 году Ростуризм снова не сумел освоить 48,6 миллиона рублей. Теперь решено передавать деньги в виде субсидий субъектам Федерации, которые и займутся выделением грантов.

Не обошла вниманием руководитель Ростуризма интересы граждан, качеством жизни которых озаботилось правительство. Программа туристического кешбэка (cashback с английского переводится как «возврат наличных средств») должна повысить ценовую доступность отдыха. Воспользоваться скидкой постфактум могут граждане в периоды сезонного спада, когда туристическая инфраструктура недозагружена. Большую популярность у населения приобрёл детский кешбэк, который будет доступен на протяжении всего лета.

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, отметив востребованность детского кешбэка, в то же время заметила, что это чисто коммерческий проект, который никак не привязан к доходам семьи и не предполагает поддержку ни многодетных, ни малоимущих семей. Депутат-коммунист предложила делать автоматический вычет внутри кешбэка, чтобы семья приобретала путёвку сразу по сниженной цене. Ведь у многих семей нет средств заплатить за путёвку даже с расчётом на то, что часть этих денег потом будет возвращена.

Туристический рынок штормит. Сначала пандемия лишила многих граждан и отдыха, и денег, сделав туроператоров должниками, потом то же самое повторили санкции. В позапрошлом году, когда ковид полыхал по планете, туроператоры одномоментно задолжали туристам 44 миллиарда рублей. Этот долг удалось к началу нынешнего года сократить до почти 5 миллиардов рублей, но санкции повернули ситуацию вспять и долг снова возрос до 40 миллиардов рублей. Чтобы исправить положение, Ростуризм вместе с минтрансом работает над расширением авиасообщения с дружественными странами, чтобы у бизнеса была возможность исполнить обязательства перед туристами.

Большие надежды для развития отрасли Ростуризм возлагает на будущий закон о туризме, проект которого сейчас проходит процедуру согласования. Но анализ нормативно-правовой базы, проведённый Счётной палатой, показывает, что и сейчас ничто не мешает успешному развитию этой действительно важной отрасли российской экономики, в которой работают почти 2,5 миллиона человек, внося свой 4-процентный вклад в ВВП России (в мировом ВВП доля туризма составляет 10 %).

Артём Прокофьев, выступая от фракции КПРФ, подчеркнул, что опыт оперативного решения задач, схожего с нынешним масштабом по развитию внутреннего туризма, у нас есть. В своё время Советский Союз в кратчайшие сроки решил вопрос развития курортной сферы, и наша страна заняла здесь передовое место в мире.

Как действовать сегодня в условиях многоукладной экономики? — задался вопросом депутат. Можно обратиться к опыту Турции, которая после принятия в 1982 году закона о туризме сделала огромный скачок в этом направлении. Там приняты такие меры поддержки, как предоставление в аренду земли на приоритетных территориях развития туризма на 49 лет, возможность финансирования через туристский банк, приём на работу иностранцев, льготы по коммунальным услугам. Но, несомненно, надо использовать наши конкурентные преимущества.

Россия богата водными ресурсами, и спрос на речной туризм огромен. Но наш флот всё больше и больше превращается в устаревший дефицит. Хотя на судостроительном заводе в Зеленодольске, в Татарстане, выпускаются «Метеоры», «Чайки», есть перспективные проекты многопалубных круизных теплоходов, но механизм по льготному лизингу гражданских судов недостаточно продуман. Необходимы корректировка действующей лизинговой программы и разработка для речного транспорта коротких маршрутов, полагает депутат. «Требуется создание межрегиональных операторов, чтобы реализовывать программы обновления флота. Отдельные регионы не могут решить этот вопрос. Необходимо рассмотреть возможность создания объединённых судоходных компаний с определением федерального участника и с участием региональных долей в уставном капитале», — внёс предложения А. Прокофьев.

У России есть огромные скрытые возможности для развития туризма, убеждён он. Дальний Восток и Арктика занимают больше половины территории нашей страны. В 2021 году там побывало более 2 миллионов туристов. Но без особой поддержки этих территорий невозможно добиться скачка в развитии северного и дальневосточного туризма. Компенсация расходов на туристические путёвки на дальневосточном направлении нужно увеличивать до 40 тысяч рублей, полагает депутат. В 2022 году планируется запуск чартеров на Камчатку. Однако этого ждут и в Якутии.

Фракция КПРФ не поддержала введение курортного сбора, когда принимался соответствующий закон, полагая, что это неэффективный инструмент. И время показало, что коммунисты были правы. Необходимо обеспечить адресность, чтобы деньги не размывались — перечислялись на территорию, а не на регион и могли бы быть использованы на дополнительные цели, в том числе и на инженерную инфраструктуру.

Туризм, как и другие отрасли, нуждается в стратегическом планировании. Важно обеспечить принцип доступности и социальной справедливости: не только для богатых, а для всего населения должна обустраиваться сфера туризма. При этом особое внимание, конечно, нужно уделить детскому отдыху. Это твёрдая позиция фракции КПРФ.

Татьяна ОФИЦЕРОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *