ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ВЗЯТЬ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА «ТРАНСПОРТНЫЙ ЦЕХ»

Реализации государственной политики в области транспорта и транспортной инфраструктуры был посвящён «правительственный час» с участием министра транспорта Виталия Савельева, состоявшийся 26 июля в Государственной Думе. Несмотря на федеральный масштаб повестки, целый ряд вопросов касался проблем, актуальных для регионов. В том числе и для Ярославской области. Подавляющее большинство из них давно требуют решения. Тему подробно осветили депутаты от КПРФ, активно выступавшие в ходе мероприятия.

Доклад министра был предсказуемо построен не на проблемной составляющей, а на демонстрации успехов и достижений. В частности, депутатам доложили, что по итогам прошлого года Минтранс исполнил бюджет в рекордном объёме 2 триллиона 58 миллиардов рублей. Эта цифра в шесть раз больше бюджета пятнадцатилетней давности. Значительно возросло финансирование дорожной отрасли. Если в 2018 году совокупный объём дорожных фондов оценивался в 1,6 триллиона рублей, то к 2022 году он увеличился до 3,2 триллиона.

Объём перевозок пассажиров наземным городским транспортом в 2022 году вырос почти на 10 миллиардов пассажиров – плюс 3% по сравнению с предыдущим периодом. Перевозки по железной дороге увеличились на 8% и достигли 1 миллиарда 142 миллионов пассажиров. При этом, общая эксплуатационная длина «стальных магистралей» на конец 2022 года составила порядка 88 тысяч километров. Кроме того, в России зарегистрировано 1301 воздушное судно, в том числе 1166 пассажирских. 17 отечественных авиакомпаний летают в 24 иностранных государства, а 65 зарубежных перевозчиков из 29 стран (52 пассажирских и 13 грузовых), осуществляют перелеты в наши аэропорты.

Разумеется, это далеко не все цифры. Их в докладе было очень много. При желании, с полной версией можно ознакомиться на сайте Государственной Думы. Однако цифры – цифрами, но есть реальная жизнь. Которая гораздо сложнее, чем можно было бы представить после изучения министерского отчёта со старательно подобранной статистикой. Тем более, что существуют и другие данные. И они далеко не такие оптимистичные. Альтернативную статистику привёл депутат фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Николай Арефьев.

Он отметил, что по сравнению с 1990 годом перевозка грузов железнодорожным транспортом к настоящему времени сократилась почти в два раза, пассажирские перевозки – втрое, перевозки воздушным и морским транспортом упали в четыре раза, а внутренним водным – сразу в пять. И только по линии автотранспорта (самого дорогого) было зафиксировано двукратное повышение. Что вместе с внедрением системы «Платоном» привело к росту розничных цен на внутреннем рынке.

Поскольку мы сегодня рассматриваем вопрос о реализации государственной политики в области транспорта, то я буду говорить о политике министерства. И прошлой, и будущей. Самый первый вопрос: будет ли Министерство отвечать за региональный и муниципальный транспорт? Если уж менять политику, то надо, чтобы Министерство отвечало не только за федеральные объекты. Транспорт, особенно муниципальный, сегодня брошен на произвол судьбы. Денег там нет, дороги разбиты, автобусы не ходят, такси не вызовешь, скорая помощь не приходит. Почему? Потому что нет денег в муниципалитетах. Так дальше продолжаться не может. Поэтому этот вопрос надо решать и со стороны Министерства финансов, и со стороны Министерства транспорта. Екатерина II однажды сказала: «Управлять — значит предвидеть». Даром предвидения все эти 30 лет наше Правительство, к сожалению, не обладало. Министерство транспорта всю жизнь шло в фарватере бизнеса, который был заражен импортом, и вся политика направлялась на то, чтобы удовлетворить импортными товарами наш бизнес, а свое забросить. И забросили. 24 февраля 2022 года мы в полной мере ощутили, насколько ошибочна была эта политика, когда транспорта чужого не стало, запчастей к нему тоже не стало, а наши производители, к сожалению, уже все обанкротились. И теперь надо всё с нуля поднимать. Вот это — вторая вещь, которую нужно. Ориентация должна быть исключительно на производство собственных транспортных средств! – подчеркнул Николай Васильевич.

С приведёнными доводами трудно не согласиться. Первостепенное внимание государства сегодня действительно сосредоточено на федеральных объектах. Хотя этот фронт работ совсем небольшой. Скажем, доля автомобильных дорог федерального значения сегодня менее 5% от общей протяжённости всех трасс: 64,5 тысячи километров. В то время, как региональных – свыше 500 тысяч, а  местных – более 1 миллиона километров. Да и норматив содержания у «федералов» – в разы больше. Поэтому первые поддерживаются в приемлемом состоянии, в то время, как вторые и третьи содержатся по остаточному принципу.

До последнего времени крайне незначительной была помощь и в приобретении транспорта. Так, в 2022 году по линии Минтранса в 11 городских агломераций за счет средств федерального бюджета поставили всего 398 единиц подвижного состава. Для сравнения: в одном только Ярославле в настоящее время работает порядка 550-600 автобусов. Особенно трудная ситуация сложилась в сфере городского электротранспорта. Николай Арефьев рассказал о жалобах жителей Костромы, где по решению властей было отменено троллейбусное движение. Напомним, что ещё несколько лет назад аналогичная история произошла и в соседней Твери.

Депутаты от КПРФ неоднократно говорили, что муниципальным электротранспортным предприятия нужна помощь. Как правило, ими толком не занимались долгие годы и даже десятилетия. В результате подвижной состав и транспортная инфраструктура постепенно приходили в негодность, порой достигая 100% износа. Стоит ли удивляться, что они начали проигрывать шустрым частникам. При этом, троллейбус и трамвай являются куда более экологичным видом пассажирского транспорта, а срок службы у них значительно выше, чем у автобусов. Всё это актуально и для Ярославля, где пока сохраняются оба вида электрического транспорта. Но трамвай уже отдан в сомнительную концессию, а троллейбусных маршрутов становится всё меньше.

Каково же было удивление, когда в ходе «правительственного часа» спикер Государственной Думы и один из видных «единороссов» Вячеслав Володин начал рассуждать о том, что предприятия электротранспорта нужно, как минимум, перевести на региональный уровень, и при этом оказывать им всестороннюю поддержку за счёт федеральных программ через выделение дополнительных финансовых средств. Чтобы на системной основе заменять устаревший подвижной состав. То есть практически слово в слово повторил то, о чём уже не раз говорили коммунисты!

Потребовалось всего пара десятков лет, чтобы до представителей «партии власти», наконец, дошли простые истины. Правда, до самых последних. А если бы они в своё время послушали коммунистов – глядишь, многих проблем можно было би избежать. Не поздно сделать это и сейчас. К примеру, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, депутат фракции КПРФ Владимир Кашин отметил перегибы в финансировании и острый дефицит транспортной инфраструктуры на селе.

— Многострадальное крестьянство обездолено транспортной инфраструктурой. Это и дороги, и тротуары, и освещение, и малая авиация. Из тех огромных средств, которые были озвучены в докладе, на комплексную программу сельских территорий выделяется всего около 10 миллиардов рублей. 38 миллионов человек проживает на селе. Давайте сделаем соответствующую программу, чтобы селяне тоже радовались. Они же не изгои! При огромных тратах на федеральные трассы, давайте позаботимся о собственных кормильцах! – выступил Владимир Иванович.

И вновь всё сказанное актуально для Ярославской области. Если ещё несколько лет назад по программе комплексного развития сельских территорий в регионе делали хотя бы по одной-две дороге к сельхозпредприятиям, то сейчас она фактически забуксовала. В свою очередь, депутат-коммунист Ольга Алимова предостерегла от необдуманных шагов в отношении использования железнодорожных путей.

— В Думе рассматривается законопроект, в котором Правительство Российской Федерации выходит с инициативой введения процедуры перевода железнодорожных путей общего пользования в железнодорожные пути необщего пользования. И если первые законодательно защищены от корыстных действий, если таковые возникнут, то вторые вообще никак не регулируются. Такие пути можно закрыть, разобрать, продать рельсы или взимать плату за проезд. Всё это выглядит как попытка создать возможность для приватизации путей. Не приведет ли это к ослаблению безопасности государства? – спросила Ольга Николаевна.

Министр транспорта заверил, что никаких решений о приватизации в рамках этого вопроса приниматься не может. А также признал важность поднятых коммунистами проблем (особенно в части государственной транспортной политики), пообещал обсудить все предложения и вернуться к ним в ходе работы фракций.

А. Федоров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *