«Государство оставило нас у разбитого корыта»

vakansiy
На биржах труда в РФ людно всегда.

Люберецкий центр занятости — это один из осколков большого всероссийского зеркала, в котором отражаются сегодня характер и масштаб безработицы. 2020-й наверняка войдёт в историю как год пандемии коронавируса, как и 1919-й, несмотря на обилие произошедших в то время событий мирового масштаба, остался в памяти людей всех континентов как «год испанки». Кстати, и нынешняя пандемия, и та, что случилась век назад, пришлись на время острейшего кризиса капитализма. И главной жертвой двойного кризиса — буржуазной системы и пандемии — оказались прежде всего люди наёмного труда и мелкая буржуазия деревни и города. За счёт тех и других многократно умножилась армия безработных, армия людей, оказавшихся на грани бедности и нищеты.

ПО ДАННЫМ РОССТАТА, в марте, когда пандемия COVID-19 постепенно добиралась до России, уровень безработицы равнялся 4,7%. Под конец «режима самоизоляции» он вырос, в соответствии с данными явно заниженной государственной статистики, до 6,3%, или 4,8 миллиона человек. В то же время Конфедерация труда России утверждает, что численность безработных в июне составляла не менее 8 миллионов россиян.

Но при этом надо иметь в виду, что в РФ два способа учёта безработицы. Приведённые цифры «лишних» для сегодняшней российской экономики людей рассчитаны по методике Международной организации труда (МОТ), являющейся одной из структур ООН. Но нынче официальные органы и проправительственные СМИ приводят другие данные: численность безработных, зарегистрированных в центрах занятости. В прошлом году эта цифра колебалась вокруг 800 тысяч человек. Но 1 июня нынешнего года министр труда РФ Антон Котяков сообщил, что на биржах труда уже зарегистрировано более 2 миллионов лиц, оставшихся без работы. По мнению сотрудников центров занятости, большинство оставшихся не у дел — работники общепита, продавцы непродовольственных товаров, а также водители, парикмахеры.

Министр труда, говоря о росте официально зарегистрированных безработных, обратил внимание на то, что «на сегодняшний день процесс подачи заявлений в центры занятости максимально упрощён. Для этого необходимо зарегистрироваться на портале «Работа в России», дистанционно можно подать заявление, центры занятости самостоятельно рассмотрят весь пакет документов, получат данные от Пенсионного фонда и произведут назначение выплаты». Сотрудники бирж труда говорят, что в период пандемии работа их учреждений перешла в онлайн-режим. Связаться со специалистами можно было только по телефону или онлайн по видеосвязи. Выходя самостоятельно на связь с Пенсионным фондом России, специалисты бирж труда легко могут определить, кто лишился места работы до пандемии, а кто — после. Нет надобности и в предоставлении диплома о высшем, среднем общем или профессиональном образовании.

Говоря о том, что количество заявок от безработных существенно превысило показатель докоронавирусного периода, работники центров занятости обращают внимание прежде всего на то, что выплаты пособий для трудящихся, потерявших работу в период пандемии, были подняты примерно с 4 тысяч до 12130 рублей, то есть в три раза. При этом в категорию лишившихся работы в период пандемии попадают все те, кто обратились на биржу труда после 1 марта 2020 года и проработали за последний год не менее 60 дней. Деньги им будут выплачиваться до 30 сентября. Что касается хронических безработных, то им пособие поднято тоже в три раза и составляет теперь 4500 рублей.

Сотрудники центра занятости отмечают, что значительное число людей, обратившихся к ним за помощью, лишились работы временно и искали себе альтернативные средства заработка. В период пандемии повышенным спросом пользовалась работа курьеров, и, несмотря на то что она низкооплачиваемая и физически тяжёлая, а в последние месяцы из-за коронавируса ещё и опасная для здоровья, она стала очень привлекательной для временно потерявших работу.

Если говорить о сегодняшних очередях в центры занятости, то они немаленькие. И хотя безработные были вынуждены отправлять заявки на биржи труда через интернет, на практике это не упростило задачу. Заявок поступает очень много, не все они оперативно обрабатываются, а некоторые и вовсе оказываются незамеченными. Об этом рассказал Михаил, один из безработных: «Я потерял работу в период пандемии. Так как центры занятости были закрыты, пришлось заходить на портал госуслуг, заполнять бланк и отправлять его. В течение 11 дней должен был поступить ответ, однако его не последовало. Пришлось худо-бедно выживать на зарплату жены, благо она работала дистанционно ещё до начала пандемии. После окончания режима самоизоляции решил поехать непосредственно в Центр занятости, но никак не могу встать на учёт уже целый месяц. Получаю лишь копейки, пока в районе тысячи рублей. И это несмотря на то, что лишившимся работы в период пандемии обещали выплачивать не менее 12 тысяч».

«Я работала парикмахером в салоне красоты, но на время пандемии коронавируса салон закрылся по понятным причинам, — рассказывает Евгения. — Хотела найти себе временную подработку и для этого обратилась на биржу труда. Звонила — не отвечали, подавала заявление онлайн через портал госуслуг — ответа также не последовало. Под ударом коронавируса, владеющий салоном красоты бизнесмен закрыл его во избежание убытков и продал помещение другому владельцу. В итоге я лишилась работы окончательно. Поэтому пришлось ехать в Центр занятости после снятия ограничений. Долго искали мне варианты, обещали перезвонить, но звонков не было. Приходилось снова ехать на место, и так несколько раз. Правда, после месяца «борьбы» нашли устраивающий меня вариант. Однако меня не очень радует, что в таких условиях государство не позаботилось о работниках и оставило нас у разбитого корыта. Хорошо, родители и друзья помогали деньгами в такое непростое для меня и большинства россиян время».

Всё больше людей подают заявки на пособие по безработице, очереди на биржах труда растут. И это ещё не пик, так как осенью обещают вторую волну коронавирусной инфекции. Есть и другие основания предполагать рост безработицы. По крайней мере, министр труда А. Котяков считает, что наиболее тяжёлым на рынке труда будет третий квартал этого года.

 Владислав ГОНЧАРОВ,
«Правда». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *