ЕДЕМ НЕ ТУДА!

1-1

В первых числах февраля СМИ сообщили о внесении в областную Думу законопроекта об утверждении заключения концессионного соглашения по комплексному развитию трамвайного движения в Ярославле, о котором говорили буквально весь прошлый год. При этом, само соглашение было подписано ещё в конце декабря. И почему с типовым документом тянули больше месяца – так и осталось непонятным. К тому же, на ближайшем заседании Думы 14 февраля рассмотрение вопроса запланировано не было. Городские парламентарии оказались более оперативными и заслушали информацию о реализации «трамвайной концессии» в профильной комиссии Муниципалитета ещё в середине прошлой недели. По итогам обсуждения сложилось стойкое ощущение, что «инвестор» абсолютно не готов к работе и крайне слабо представляет, что ему предстоит сделать.

Концессионное соглашение, подписанное с ООО «Мовиста регионы Ярославль», предусматривает комплексное развитие трамвайного сообщения в городе Ярославле, обновление его инфраструктуры и  подвижного состава. Срок действия документа составляет 20 лет, при этом все объекты соглашения (трамвайное депо, диспетчерский центр, 8 тяговых подстанций, 2 реконструированных путепровода на проспекте Октября и обновлённые пути) должны ввести не позднее конца первого полугодия 2025 года. Кроме того, концессионеру предстоит закупить 47 односекционных трамваев. Общая сумма затрат на эти цели составит 18,5 миллиарда рублей.

По замыслу чиновников, «модернизация трамвайного сообщения позволит снять инфраструктурные ограничения, увеличить среднюю скорость трамваев, сделать их комфортнее и повысить привлекательность перед личным транспортом». По словам директора профильного регионального департамента Татьяны Черемных, первый этап модернизации запланирован на этот год. Он начнется с реконструкции путей на улице Блюхера. Но, похоже, что красиво и гладко всё выглядит исключительно на словах и в представлении участников соглашения. Поскольку буквально с первых минут презентации к ним возникли многочисленные вопросы.

Самые существенные задала депутат от КПРФ Евгения Овод. Прежде всего, она обратила внимание на качество самой презентации. Скажем, названия улиц Бабича и Труфанова были написаны с ошибкой. А последняя, по версии авторов, располагалась на некоем участке от улицы Горького до улицы Парковой. Что имелось в виду, так и осталось загадкой, поскольку таких улиц в Дзержинском районе никогда не было. Парковые улицы (правда, с номерами) находятся за Волгой, где трамвайного движения нет, а улица Горького в Ярославле отсутствует вовсе.

Кроме того, модернизация путей, опять же по замыслу концессионера, предполагается на улице Урицкого. Однако рельсов на ней тоже никогда не было. Линия лишь пересекает её на перекрёстке с улицей Блюхера (там, де раньше стоял кинотеатр «Октябрь») и проходит краем на небольшом участке от улицы Елены Колесовой до улицы Александра Невского. В связи с чем, крайне интересно: куда привезут пассажиров по этому пути? И как с таким отношением к работе вообще будет сделан проект, если ошибки допускают даже на начальной стадии? К слову, комплексная проектная документация пока что отсутствует вовсе. Депутатам Муниципалитета показали лишь фильм сомнительного качества и слайды в формате «весёлых картинок», не несущие никакой полезной информационной нагрузки. Между тем, к проекту есть масса пожеланий.

Так, Евгения Овод рассказала о необходимости обустройства дополнительной остановки на улице Труфанова в створе Архангельского проезда. По данному вопросу в адрес депутата поступали многочисленные обращения граждан. Дело в том, что расстояние между ближайшими остановочными пунктами составляет более 600 метров, что достаточно неудобно для жителей, особенно пожилого возраста. Поэтому объект востребован. Люди сетуют, что ранее остановка существовала, но была ликвидирована несколько лет назад.

Евгения Овод несколько раз обращалась в мэрию с просьбой о её возвращении. Однако получала ответ, что это невозможно ввиду нехватки денег и якобы экономической нецелесообразности. Но сегодня на концессионное соглашение выделяют миллиарды рублей. И из этой суммы наверняка можно выделить малую часть на организацию новых павильонов. На заседании комиссии Евгения Александровна ещё раз обозначила проблему перед директором департамента транспорта и предложила вновь рассмотреть варианты решения вопроса. Депутатский запрос в адрес Татьяны Черемных уже направлен.

Внимание привлекли и другие масштабные вопросы. Скажем, в самом тексте соглашения указано строительство диспетчерского центра, трамвайного депо и подстанций. А в официальном релизе, опубликованном на сайте Муниципалитета, и в презентации концессионера речь шла о модернизации и реконструкции. Разница принципиальна. Также городским парламентариям озвучили, что в рамках данного соглашения не запланировано ни новых маршрутов, ни увеличения протяжённости  существующих путей. Хотя перспектива для этого в Ярославле есть (взять хотя бы продление 6-го трамвая до 9-й больницы).

Также не ясно, за счёт чего власти намерены вдвое увеличить пассажиропоток – с 8,8 до 17,5 миллиона человек в год. Как было сказано выше, концессионер должен закупить 47 трамваев. Сегодня муниципальное предприятие «Яргорэлектротранс» выпускает на линию 48 машин. Однако уровень их износа составляет порядка 77%. Соответственно, в обозримой перспективе их придётся списывать. И работать на линии наравне с новыми трамваями они не смогут. А в двукратный рост пассажиропотока исключительно за счёт модернизированной инфраструктуры и корректировки расписания верится с трудом.

Наконец, недоумение вызвала структура финансирования соглашения. Дело в том, что собственные средства инвестора составляют всего 7,5% от общего бюджета проекта (1,4 миллиарда рублей). Основная же часть приходится на безвозвратную федеральную субсидию (30% или 5,3 миллиарда), кредитные средства государственной корпорации ВЭБ.РФ (38% или 7 миллиардов) и деньги Фонда национального благосостояния (24,5% или 4,5 миллиарда). Предусмотрено и софинансирование со стороны Ярославской области – только в 2023 году оно составит почти 510 миллионов рублей. Возникает вопрос: неужели при столь огромных государственных средствах нельзя было избежать концессии и поддержать собственное предприятие? То же АО «ЯрГЭТ», ни один десяток лет исправно обслуживающее электротранспорт? Тем более, что, помимо развития инфраструктуры, это позволило бы сохранить трамваи в собственности города или региона. К сожалению, такой путь не рассматривался. И все сливки снимет никому не известный частник.

Одним словом, концессионное соглашение вряд ли будет вызывать доверие без учёта всех замечаний и ответов на вопросы депутатов. Для этого чиновникам и инвестору придётся серьёзно постараться. Тем более, что в ближайшее время документ предстоит обсудить уже в областной Думе. Там должен быть принять соответствующий закон о его утверждении, без которого реализация соглашения будет невозможна.

Иван ДЕНИСОВ.

2 Комментарии “ЕДЕМ НЕ ТУДА!

  1. В дополнение необходимо привести некоторые данные, которые характеризуют авантюрный характер ярославской власти в сфере транспорта. Концессионное соглашение о передаче в частные руки на 20 лет трамвайного транспорта заключено с ООО «Мовиста регионы Ярославль», созданном 6 апреля 2022 года, зарегистрированном в Москве с уставным фондом 100 тысяч рублей. «Рога и копыта» в чистейшем виде! Ау! Правоохранительные органы, где вы?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *