Еще об июльских событиях 1918 года в Ярославле: взгляд из XXI века

(К 105-летию со дня подавления белогвардейского мятежа)

На шестнадцатый день белогвардейского мятежа, согласно подписанному Договору между Комиссией немецких военнопленных во главе с К. Балком (немецкие военнопленные оказались в Ярославле в годы Первой мировой войны) и Штабом белогвардейцев в лице генерала П. Карпова, власть в Ярославле официально перешла в руки представителей Германии. Поклонникам белогвардейских мятежников необходимо задуматься над тем, на каком основании и от имени каких ярославцев они передали власть в Ярославле военнопленным немцам. Белогвардейцы, как террористы,  взяв ( 6 июля 1918 года) Ярославль в заложники, цинично поиграли в восстание, в ходе которого он был отброшен в средневековье, теперь, спасаясь от народного возмездия горожан, решили сдаться военнопленным германцам, а в качестве выкупа своих жизней преподнесли им город вместе с  ярославцами в подарок. Узнав о сговоре белогвардейцев с Председателем комиссии № 4 К. Балком, на встречу с ним прибывает командующий фронтом Ю. Гузарский. В донесении руководству Реввоенсовету сообщает: «Я был у Председателя комиссии № 4 и объявил ему, что власть в городе принадлежит Советским Властям в моем лице и что все белогвардейцы, как государственные преступники, должны перейти в мое ведение. Он ответил мне, что не знает, как быть, и желает выехать вместе со мною в Москву для разрешения вопроса о белогвардейцах, и признании их нашей добычей или Германской Центральной Власти и Германского посла». (К 100-летию Ярославского восстания: День последний.// https://echo76.ru/spp/18/den-poslednij.html) Из Москвы вскоре пришел ответ от К. Радека, отвечавший за внешнеполитические связи с Германией. Он фактически разрешил, «плюнув на дипломатию и этикет, оказать давление на комиссию № 4 и на лейтенанта Балка» (Васильченко А. Ярославский мятеж./ https://bessmertnybarak.ru/article/vosstanie_v_yaroslavle/). К. Балк некоторое время, как мог, сопротивлялся настоятельным и бескомпромиссным требованиям руководства Красной армии в Ярославле. Видя бесперспективность своих усилий по соблюдению Соглашения с белогвардейцами, и понимая, что его главная цель в Ярославле — сохранение жизни вверенных ему немецких солдат, был вынужден согласиться на  передачу военнопленных белогвардейцев местной советской власти.  Б. Савинков в 1924 году, выступая перед Военной коллегией Верховного суда СССР, заявил: «Мне была прислана телеграмма Нулансом из Вологды через Гренара. В этой телеграмме категорически подтверждалось, что десант (имеется ввиду англо-французский – В.К.) высадится между 5 и 10 или 3 и 8 июля, точно не помню, и категорически выражалась просьба начать восстание на верхней Волге именно в эти дни. Я хочу сказать, что ответственность за Ярославль я, конечно, беру на себя целиком: я организовал это дело, я был вдохновителем этого дела, я был его душой. Ярославль — бесплодная и кровавая попытка». (Дело Бориса Савинкова. М., 1924 г.//Государственное издательство http://az.lib.ru/s/sawinkow_b_w/text_1924_delo.shtml)

Летом 1918 года на Демидовской площади состоялись торжественные похороны видных представителей большевистской партии, погибших в ходе  подавления белогвардейского мятежа. В 1919 году на их могиле был установлен деревянный памятник-ротонда. В 1958 году на месте полуразрушенного деревянного  сооружения появился строгий траурный гранитный монумент из полированного черного лабрадорита с бронзовыми и лепными деталями. Спроектирован архитекторами М. Егоренковым и К. Козловой к сорокалетней годовщине героической гибели большевиков-красногвардейцев в дни мятежа и захороненных в этом месте. В Ярославле ряд городских улиц назван в честь большевиков, погибших во время восстания: улица Нахимсона, улица Закгейма. Несколько улиц названы в честь красных командиров, участвовавших в его подавлении: улица Громова, улица Бабича, улица Будкина.

Советские историки внесли существенный вклад в исследование белогвардейского мятежа в июле 1918 года.  Анализ фактического материала, накопленного в трудах советских авторов, помогает объективному изучению мятежа. В силу своих взглядов на исторические события мне ближе правда об июльских событиях  1918 года в Ярославле, изложенная в советской исторической школе и краеведческой литературе доперестроечного периода в работах П. Козлова, В. Андрианова, Р. Балашова (дорогие для меня преподаватели на историко-филологическом ф-те ЯГПИ им. К.Д. Ушинского) и современной плеяды ярославских историков: А. Васильченко, Ю. Иерусалимского, В. Федюка, В. Марасановой и Н. Рязанцева.

В то же время следует признать, что ограниченная доступность для советских исследователей части документов и воспоминаний самих очевидцев и участников мятежа, материалов правоохранительных органов не позволяла раскрыть во всей полноте данную тему. Умалчивание учеными-историками под воздействием идеологических установок о распрях между коммунистами в преддверии белогвардейского мятежа и ряда эксцессов со стороны отдельных бойцов Красной армии в момент подавления мятежа привело к тому, что основная масса ярославцев сравнительно легко поддалась превратному толкованию тех далеких событий  историками,  публицистами и политиками либерального и монархического толка. Это произошло в период реставрации буржуазных отношений в стране после контрреволюционного переворота в 20-х числах августа 1991 года. Появилась масса публикаций, согласно которым белогвардейцы, а также представители Православной церкви, образно выражаясь, исключительно «порядочные и пушистые», а красные – злодеи, исчадие ада. Сегодня, российское общество, в том числе и ярославское, пожинают плоды антисоветской деятельности либерал-демократов в реставрации капитализма, связанные с неслыханным расслоением людей на сверхбогатых и сверхбедных, продажностью в своей массе олигархов и коррумпированного чиновничества во имя интересов коллективного Запада во главе с США. Дело дошло до того, что Россия вынуждена проводить специальную военную операцию на Украине с 24 февраля 2022 года, чтобы завершить настоящую кровопролитную Гражданскую войну, развязанную бандеровцами после государственного переворота в марте 2014 года. Происходит в определенной степени политическое протрезвление российского общества в стране и Ярославской области. Уже нет такого всеобщего восторга у граждан дореволюционными порядками и восхищения образом жизни на Западе. В политическом пространстве все меньше публикаций оголтело антикоммунистической направленности. Об этом, например, свидетельствует тот факт, что по случаю 105-ой годовщины подавления  белогвардейского мятежа в Ярославле либеральная общественность почти ни как не откликнулась на эту дату. Хотя еще недавно она устраивала конференции, симпозиумы, театральные постановки на эту тему. Что говорить мимо внимания ярославской либеральной общественности прошла совершенно незамеченной другая знаковая дата для Ярославской области, да и для России: 35-летие со дня появления Ярославского Народного фронта (ЯНФ). Организация, которая возникла на волне недовольства ярославцев ходом Перестройки в регион и стране, скатилась на позиции зоологически злобного антикоммунизма. Меня лично заинтересовало интервью с одним из лидеров ЯНФ А. Бещевой. Ни слова о своем вкладе в утверждение политики антикоммунизма на Ярославской земле, как вручала цветы Б. Ельцину на ступеньках Дворца культуры им. Добрынина. Зато о том, как она участвует в сборе средств для российских солдат, участвующих в СВО. (Знакомьтесь! Это Аделаида Васильевна Бещева. https://vk.com/wall-182694099_5673)

В этом аспекте заслуживает внимания позиция бывшего Губернатора Ярославской области А. Лисицына в отношении оценки июльских событий 1918 года, которую он высказал во время презентации книги Е. Соловьева «Расстрелянный Ярославль: историческая панорама трагедии города на Волге», изданной при содействии «Фонда Лисицына» к 100-летию данных событий. «Наша задача была не оценить, кто был прав, кто виноват – а показать, какие разрушения принесла нашему городу эта трагедия, и понять, к чему приводят общественные конфликты и разногласия». С этим суждением трудно согласиться. Гражданская война в любой стране – высшая и в то же время наиболее разрушительная форма классовой борьбы. Чем упорнее исторически отжившие в социально-экономическом и политическом отношении прежние классы держатся за сохранение прежних порядков, тем жестче им противостоят угнетенные ими прежде классы.

Июльские события 1918 года в Ярославле — наглядный пример чрезвычайной жестокости Гражданской войны в России. Рассматривая в контексте того времени это событие, следует отметить, что поведение людей, вовлеченных в орбиту революционных преобразований или необходимостью любой ценой сохранения прежних дореволюционных порядков, характеризуется чрезмерной требовательностью к тем, кто не с ними, вплоть до физического уничтожения своих оппонентов. Такова психология общественного поведения людей в период гражданских войн. Ценность отдельно взятой личности во имя великих преобразований или сохранения прежних порядков резко снижается. В интервью д.и.н., профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) К. Морозов подмечает: «Всеобщее одичание в условиях разгоравшейся Гражданской войны постепенно изменяло социальную ткань российского общества. (Выделено нами – В.К.)  ….. Вообще, можно ли мерить меркой современного человека мирного времени обстоятельства и психологию военного времени, да еще и Гражданской войны? Нам бы ее понять хотя бы, не то, что судить. Вообще, надо быть очень аккуратными с этой привычкой, так легко нарушающей принцип историзма». (Выделено нами – В.К.) (Интервью д.и.н., профессора К. Морозова. Беседовал А. Мозжухин.//https://lenta.ru/articles/2018/07/05/yaroslavl) Один из примеров якобы «одичания красных» приводит ярославский политолог Е. Соловьев в своем публицистическом труде «Расстрелянный Ярославль: историческая панорама трагедии города на Волге». После подавления белогвардейского мятежа командир  Новгородского батальона А. Поляков организовал концлагерь для ненадёжных, коих он направлял в таковой. «Но красноармейцы по дороге по рукам судили того или иного беженца, если руки похожие на рабочие, то таковых вели в концлагерь, а непохожие на рабочие, то тех расстреливали. Сколько людей погибло, не пройдя «тест на руках», осталось неизвестным. Оставшихся в живых после проверки за железнодорожной насыпью на Всполье отправляли в лагерь беженцев». Е. Соловьев, имея политологическое образование, должен помнить следующий факт, когда мы касались этого вопроса (он учился у меня, когда я был преподавателем ф-та общественных наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова). Например, после подавления Парижской коммуны, просуществовавшей два месяца с 18 марта по 28 мая 1871 года,  правительственные войска создали огромный фильтрационный лагерь. Через него пропустили многих жителей Парижа для выяснения на предмет их участия в восстании. Одним из главных признаков определения коммунар: проверка рук. Если они мозолистые и пропахшие порохом, то тут же без суда и следствия человека расстреливали.   Историки свидетельствуют о более 40 тыс. расстрелянных коммунарах.  Мы согласны с точкой зрения одного из читателей г-ты «Советская Ярославия» А. Каримова по данному вопросу.  Он пишет: «Вы хотите, чтобы мы забыли настоящий смысл Ярославского мятежа. Забыли, что это была схватка классовой войны (Выделено нами – В.К.)…. С одной стороны — свергнутые эксплуататоры, желающие вернуть эксплуатацию, угнетать и паразитировать на трудящихся; и с другой стороны — трудящиеся, которые отстаивают свою свободу, достоинство и право на человеческую жизнь…… Красные бойцы, подавлявшие мятеж – это наши герои, совершавшие подвиг ради трудящихся. Мы им благодарны, гордимся ими и помним их подвиг». (Алан Каримов Ярославский белогвардейский мятеж подают как народное восстание https://yarkprf.ru/%D1%8F) Хотел бы напомнить, что за 87 лет до отречения Царя М.Ю. Лермонтов предсказал, что его свержение обернется кровавой братоубийственной гражданской войной в России. В неоконченной им повести «Вадим», посвященной пугачевскому бунту, он живописует жестокие картинки расправы холопов над своими господами. Он характеризует их действия как акт возмездия за зверское отношение к ним со стороны господ. «Каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь могла смыть эти постыдные летописи».

Июльские события в Ярославле свидетельствуют, какими бы благороднымиидеями и лозунгами не прикрывались офицеры белой армии  и их сторонники, основная масса рабочих и крестьян не пошла за ними. Им глубоко претило стремление белогвардейцев опереться в борьбе с Советской властью на вооруженную поддержку стран Антанты и Японии. В этом они видели их продажность и желание превратить Россию в марионетку Запада. Трудящиеся массы своим классовым чутьем ощущали, что Советская власть, несмотря на издержки (безработица, голод, продразверстка и т.д.), — кровная защитница от возвращения владельцев фабрик и заводов, помещиков. Они видели, что коммунисты из всех тогда существовавших политических сил – настоящие патриоты Российского государства. Видный советский экономист В. Базаров отмечал, что даже Пуришкевич, ярый монархист и противник Советской власти, вынужден был воспеть коммунистам  дифирамбы, как единственной государственнической партии. (Вопросы экономики, № 2, 1991 г., С. 99.) Так что современным демократам-либералам и монархистам следует признать, что их особое усердие в угодничестве перед Западом в злостной критике всего советского все более оборачивается всеобщей национальной ненавистью к ним. Их ждет такая же участь, как и их предшественников в период Гражданской войны (кадеты, октябристы, монархисты и др.), оказаться на обочине Российского государства.

Гражданская война в военном отношении официально закончилась в России в октябре 1922 года, но, как форма идейно-политической борьбы, продолжается до сих пор и довольно жестко. Она сегодня в основном проявляется в виде информационных баталий на страницах печати, на каналах телевидения и, особенно, в интернете. Чтобы Гражданская война, как форма идейно-политической борьбы, не выплеснулась за пределы информационного пространства и не вылилась в горячую войну, руководству страны, а в нашем регионе Администрации области, необходимо проводить курс не в интересах «новых русских» (в народе их называют олигархами, «ворами в законе»), а трудового народа. Этот курс должен опираться на лучшие достижения в области экономики, образования, науки, военного искусства и культуры, достигнутые не только в дореволюционное время, но и в советский период. Давая оценку прошедшему в июне 2023 года Петербургскому международному экономическому форуму, на котором, по словам Г. Зюганова, либералы, как тараканы, повылезали из всех щелей, заявил: «Сегодня, как альтернативой ей (либерализму) может быть только возрождение социализма, только новый курс, основанный на идеях равенства и справедливости. Необходимо окончательно это признать, вместо того, чтобы продолжать кормить общество лживыми антисоветскими мифами! Они категорически не способствуют единству и мобилизации всех наших ресурсов, жизненно необходимых нам для победы». Далее он  отмечает – и для победы в специальной военной операции на Украине (Правда. 20-21 июня 2023 г., С. 1.).

Корнилов В.И.            

Первый секретарь ЯО КПРФ  (1993-2000 гг.)                                                                 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *