Жизнь в кредит

zhizn-v-kredit

Хотя многие россияне, разочаровавшись в способности властей построить давно обещанное «общество процветания», не прочь обзавестись финансовой «подушкой безопасности», только каждый четвёртый житель страны имеет возможность делать накопления, говорится в исследовании аналитического центра университета «Синергия», цитируемом «РИА-Новости». Да и те, кто откладывает «на чёрный день», в большинстве своём в состоянии выкраивать из семейного бюджета на эти цели чисто символические суммы — в пределах 5 тысяч рублей в месяц.

Такова цена промывки мозгов, на протяжении многих лет проводившейся властями, и внушавших населению мысль о том, что завтра будет лучше, чем вчера. Поверившие родному правительству граждане оказались в трудной ситуации, понабрав под эти обещания кредитов, за которые они сейчас не в состоянии расплатиться. По оценке Центробанка, каждый второй кредит в России сейчас берётся для того, чтобы погасить ранее взятый.

Тем временем реальные доходы лишь снижаются. И началось это всё задолго до пандемии, как бы властям ни хотелось свалить на неё всю ответственность за нынешние невзгоды россиян. Что имеем в результате? К нынешним непростым временам большая часть населения подошла, не имея вовсе никаких сбережений.

Три четверти россиян не имеют возможности ничего скопить. «Лишь 26% граждан РФ делают накопления. Около 64% из них ежемесячно откладывают менее пяти тысяч рублей, 20% — от пяти до десяти тысяч рублей, а 9% — от 15 до 20 тысяч рублей. Больше 20 тысяч удаётся выделять только 7% опрошенных», — отмечается в исследовании.

Согласно тому же опросу, 69% граждан сообщили, что им не хватает ежемесячной зарплаты для нормальной жизни. Из них 51% респондентов признались, что под конец месяца им в среднем не хватает 5 тыс. рублей для покрытия основных трат. Ещё 24% россиян рассказали, что ежемесячно им не хватает 10—15 тыс. рублей, а 18% ответили, что им не хватает 20—25 тыс. рублей. При этом 31% россиян ответили, что их устраивает текущее финансовое положение.

Почему так мало россиян имеют возможность делать накопления, а если и делают, то лишь небольшими суммами? Ответ лежит на поверхности: реальные доходы уже восьмой год стагнируют, растёт закредитованность населения, то есть значительная часть доходов идёт на оплату долгов. И это не считая постоянно дорожающих на фоне инфляции товаров и услуг.

Почему люди оказались без столь необходимых в нынешние кризисные времена сбережений? Немалая доля ответственности за это лежит на правительстве. Хотя ещё задолго до эпидемии коронавируса экспертное сообщество предупреждало о крайне вероятном негативном сценарии развития событий в российской экономике в ближайшие годы. Что неудивительно, учитывая её архаический уклад и зависимость от массы факторов — от цен на сырьё на мировом рынке до геополитических.

Однако вместо того чтобы призвать граждан к благоразумию и бережливости, российские власти своими заявлениями и прогнозами формировали такую модель экономического поведения людей, которая предполагала безоглядные траты. А там хоть трава не расти. Как считалось, это должно подстегнуть экономический рост. О людях просто не думали. В результате у населения формировался ложный оптимизм, из-за которого надувался «кредитный пузырь». В итоге грянувший «коронакризис» стал для граждан ушатом холодной воды, который привёл людей в чувство. И то, что они увидели, выглядело пугающе: три четверти населения оказалось без столь необходимой «подушки безопасности».

Михаил ЕВСТИГНЕЕВ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *