За знаниями — на дерево?

IMG_2526

На днях мэр Москвы Сергей Собянин продлил до 6 декабря дистанционный режим обучения для учащихся 6—11-х классов, введённый 19 октября сразу же по окончании каникул. В регионах в связи с распространением коронавирусной инфекции также вводятся ограничения, но решение о необходимости перевода на удалённое обучение отдано на усмотрение местных властей.

ГДЕ-ТО ОГРАНИЧЕНИЯ по мере улучшения эпидобстановки снимаются, как, например, в Кузбассе, где за парты вернулись учащиеся всех классов, а где-то, наоборот, вводятся, в частности, с 24 ноября на дистанционное обучение перешли школьники 9—11-х классов городов Чебоксары, Новочебоксарска. Однако значительная часть учащихся средней и старшей школы в нашей стране пока всё ещё получает знания в заочном формате.

Переход на дистанционное обучение стал серьёзнейшим испытанием для всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов. Учителя стонут от свалившейся на них нагрузки, ведь изменился формат работы, возникла необходимость осваивать новые методики, а подготовка к занятиям и проверка работ учащихся стали занимать гораздо больше времени, да и разного рода отчётность никуда не исчезла. То и дело возникают технические неурядицы: то «зависнет» программа, то исчезнет звук и прочее. Кроме того, учитель зачастую вынужден помогать школьникам ориентироваться в принципах работы той или иной платформы для онлайн-обучения, что также сказывается на продолжительности рабочего дня: всё это занимает время. Плюс понятно, что длительная работа за компьютером здоровья, естественно, не прибавляет никому.

Школьники зачастую не успевают освоить ту или иную тему, а учитель уже должен в режиме нон-стоп начинать новую: времени на объяснения непонятого нет. Добавилось головной боли и родителям, вынужденным контролировать процесс обучения. В состоянии постоянного напряжения находятся все. Многие педагоги не выдерживают свалившейся на них нагрузки и увольняются.

А что же делают чиновники, чтобы каким-то образом облегчить образовательный процесс? В Межрегиональном профсоюзе работников образования «Учитель» считают: и министерство просвещения РФ, и региональные министерства, департаменты, управления образования старательно делают вид, что ничего особенного не происходит, мол, идёт обычный процесс, только в онлайн-формате. Но это далеко не так, отмечают активисты: чтобы привести рабочий процесс более-менее в норму, необходимо принимать безотлагательные меры. Недавно профсоюз «Учитель» направил письмо с предложениями по этому поводу в министерство просвещения РФ.

Нужно признать, подчёркивают в профсоюзе: российское образование оказалось не готово к переходу на дистанционное обучение. Одной из проблем стало отсутствие необходимых технических средств как у учащихся, так и у педагогов. Во многих небольших сёлах отсутствует даже устойчивый сигнал мобильной связи, не говоря уж о проводном интернете. Недавно по телеканалам прошёл сюжет о том, как житель деревни Станкевичи Омской области, студент вуза Алексей, вынужденный в связи с эпидемией коронавируса учиться в дистанционном режиме, ловит интернет, сидя на берёзе. Как объяснил молодой человек в своём видеообращении к губернатору, осваивать знания он может только таким образом, потому что в деревне интернет не ловится ни на улице, ни в доме. Сразу после возникшего резонанса местные власти переполошились и даже подарили Алексею антенну и модем. Но студент подчеркнул: в соседних сёлах такая же проблема.

Надо признать: проблема цифрового неравенства сегодня в нашей стране стоит ещё достаточно остро. А сколько подобных населённых пунктов по всей России? Всем жителям, получается, карабкаться на деревья, чтобы на их ситуацию обратили внимание? Но, думается, теперь не поможет и этот ход.

Дистанционное обучение зачастую превращается в таких условиях — при отсутствии технических средств — в самообучение. Учителя дают детям задания, и школьники под контролем взрослых их выполняют. О качестве такой «учёбы», конечно, говорить тоже не приходится. Родители зачастую не могут помочь своему ребёнку в силу отсутствия необходимых знаний и навыков, времени и т.д. Сам он разобраться не может, тема не понята, а уже поступает новое задание. Получается замкнутый круг.

В профсоюзе «Учитель» подчёркивают: в нынешних условиях, связанных с ограничениями из-за распространения коронавирусной инфекции, большинство школьников не сможет освоить в нужном объёме образовательную программу.

В связи с создавшимся положением профсоюз предлагает: отменить в 2020/21 учебном году Всероссийские проверочные работы (ВПР) и Основной государственный экзамен (ОГЭ), а ЕГЭ оставить только для поступающих в вузы; разрешить школам изменять учебные планы, чтобы сократить количество онлайн-уроков и объём учебного материала; гарантировать приказом министерства просвещения право педагогов на выбор форм и методов преподавания; отказаться от систематического и обязательного проведения воспитательных и внешкольных мероприятий для детей, участия учителей в конкурсах, прохождения ими курсов повышения квалификации и прочих мероприятий, не имеющих отношения к прохождению образовательной программы; обязать региональные власти обеспечить учителей необходимыми техническими и программными средствами, доступом к интернету для ведения дистанционных занятий; продлить действие квалификационных категорий педагогических работников, сроки действия которых заканчиваются в период с 31 декабря 2020 года по 31 мая 2021-го, до 31 августа 2021 года; для учреждений дополнительного образования и педагогов допобразования общеобразовательных школ ввести формат индивидуальной работы с учащимися и обучения в малых группах (очно и дистанционно), таким образом рабочие места для педагогов сохранятся, а дети будут заняты.

На днях минпросвещения выпустило методические рекомендации по организации дистанционного обучения в школах, которые в профсоюзе «Учитель», впрочем, назвали далёкими от реальности. Вся ответственность за организацию процесса обучения вновь переложена на школу, хотя в документ и включены некоторые моменты, которые могут позволить облегчить жизнь учителю во время работы на дистанционке: в частности, школам дана возможность корректировать учебное расписание, сокращать количество онлайн-уроков. Другой вопрос: будут ли этим рекомендациям следовать директора школ?

Профсоюз «Учитель» подчёркивает: удалённый формат обучения является вынужденной мерой в нынешних условиях, повсеместное внедрение дистанционного обучения в будущем недопустимо.

Алёна ЕРКИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *