Квадратные метры социального раздора

Е. Кузнецова
Е. Кузнецова

«Квартирный вопрос» был актуален всегда. Но только в Советском Союзе смогли максимально приблизиться к его решению. Вдумайтесь: первые разработки в области крупнопанельного жилищного строительства начались всего через два года после окончания Великой Отечественной войны. А первый дом по новому проекту в столице построили уже в 1948 году.

Возможно, первоначальные образцы серий промышленного домостроения не отличались большим комфортом. Но для миллионов советских семей, живших в крестьянских избах, заводских бараках или тесных коммуналках, особенно в послевоенное время, когда «на 38 комнаток всего одна уборная», собственное жильё с водопроводом, канализацией и центральным отоплением стало настоящим прорывом. К тому же, инженеры строители постоянно совершенствовали эти проекты. На смену «хрущёвкам» пришли «брежневки», а их сменили «упэшки» (от словосочетания «улучшенная планировка»).

Люди получали жильё бесплатно. А качество работ, что бы о нём ни говорили, позволяет эксплуатировать здания 30, 40 и даже 50-летней давности по сей день. При этом для каждой территории разрабатывался проект комплексной застройки. Ни один жилой микрорайон не могли ввести в строй, не предусмотрев там новые школы, детские сады, поликлиники, магазины и иные объекты соцкультбыта.

А что мы видим сегодня? Всё с точностью до наоборот. Восстановить советские объёмы строительства нынешние власти смогли только через 25 лет после развала СССР. Но, похоже, сразу надорвались. Сегодня вновь наблюдается спад. Если в прошлом году в Ярославской области ввели почти 797 тысяч квадратных метров жилья, то в нынешнем эту цифру оценивают уже в 680 тысяч, а в следующем – не более 510-578 тысяч. При этом до 40% квартир в новостройках стоят непроданными. Неудивительно, если учесть, что стоимость одного «квадрата» составляет полторы, а то и две средние зарплаты жителя Ярославля.

Вместо комплексной застройки вовсю практикуется «точечная». В тихих благоустроенных дворах появляются многоэтажные «монстры». Такие примеры есть в Брагине, на Суздалке, на Красном Перекопе. Некоторым дельцам уже мало дворов и они наступают на зелёные зоны. Например, в Павловской роще или в Тверицах. До сих пор не защищена от «точки» зона ЮНЕСКО.

При власти буржуазии появились «обманутые дольщики». Сегодня в областном правительстве даже не могут подсчитать их численность. И путаются в количестве проблемных домов. Да, некоторые из них удалось сдать. Зато в других случаях люди ждут свои квартиры уже 10 лет. К тому же за последнее время появились новые долгострои – в областном центре, в Рыбинске, в Ярославском районе. Имена строительных компаний «Позитив», «Альянс», «Строитель плюс», «Мариан Строй» уже стали нарицательными. И этот «чёрный список» можно продолжать. Одним словом, главной задачей жилищной политики в СССР была забота о людях. А основным принципом новой власти остаётся культ «золотого тельца».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *