Ленин заново возвращается в нашу историю

30 марта 2024 года в «Горках Ленинских» проходил Х  Съезд общественно-научной организации «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО). Основная масса делегатов из многих регионов страны прибыла в «Горки Ленинские» на Съезд 29 марта. Для них  была организована замечательная в познавательном отношении экскурсия под руководством сотрудника музея-усадьбы «Горки Ленинские» Варвары  Ухорской по памятным местам, связанными с пребыванием Ленина в последний период его жизни после тяжелого ранения в результате покушения на него эсеркой Ф. Каплан 30 августа 1918 года. Прямо скажу, экскурсия, общение с некоторыми жителями городского поселения «Ленинские Горки», чтение ряда книг из библиотеки   оставили в моем сознании неизгладимое впечатление от пребывания в «Ленинских Горках». Поэтому, прежде чем рассказать о прошедшем съезде РУСО, хочу поделиться мыслями, которые возникли под впечатлением пребывания в «Ленинских Горках».

Музей-заповедник «Горки Ленинские» в Подмосковье носит имя в честь упокоения здесь В.И. Ленина, основателя первого в мире государства трудящихся. Сама же история поместья такова. Первым хозяином был итальянский монах Сальватор, который прибыл в свите Софьи Палеолог, племянницы последнего императора Византии Константина XI. Она стала второй женой Ивана III Великого, матерью Василия III, бабушкой Ивана IV Грозного. Вскоре Сальватор женился на русской девушке, приняв православие, стал именоваться Иван Спасителев, поскольку Сальватор в переводе с итальянского на русский — «спаситель».  Иван III подарил ему на свадьбу деревню — Вышние Горки. Потомки Спасителева владели ею до XVIII века, а затем усадьба переходила от одних дворянских и купеческих семей к другим. В 1909 году усадьбу Горки купила Зинаида Рейнбот (Морозова). Она получила миллионное наследство после смерти второго мужа С. Морозова, которого нашли мертвым в 1905 году в Каннах (Франция). Между прочим, он — выходец из старообрядческой среды. Старообрядцы, начиная с раскола Православной церкви, подвергались жестоким гонениям со стороны царской власти с середины XYII века. Так что он, имея отрицательное отношение к царской династии, не случайно являлся одним из главных спонсоров партии большевиков, а его роскошный особняк  на Спиридоновке в Москве (сегодня Центр политической и общественной жизни города) не раз служил местом укрытия революционеров (например, Н. Баумана). Он с большой заботой относился к рабочим своей мануфактуры, а те платили ему доверием. Отменил наказания и штрафы, введенные отцом, обеспечил качественное медицинское обслуживание тружеников, первый из промышленников ввел пособия для беременных женщин, работавших на фабрике. Морозов жертвовал на строительство больниц, родильного приюта.

Зинаида Морозова в 1907 году вышла замуж за московского градоначальника А. Рейнбота. Для России начала XIX века генерал артиллерии А. Рейнбот был фигурой знаковой. Подавив «железной» рукой вооруженное восстание в Казани в декабре 1905 г. в ходе первой русской буржуазно-демократической революции, он был приговорен к смерти революционерами. Зато царская власть возлюбила генерала А. Рейнбота, назначив на должность московского градоначальника в начале 1906-го. Но уже через год его обвинили в масштабной коррупции и покровительстве настоящим матерым московским бандитам, т.е. он оказался «высокопоставленным оборотнем в погонах». Ленин тогда писал: «Занимался взяточничеством, вымогательством, присваивал казённые деньги. Административно-полицейский произвол Рейнбота и чинимые им беззакония вызывали возмущение в широких общественных кругах. Царское правительство было вынуждено его уволить и отдать под суд. Следствие по делу Рейнбота длилось несколько лет, только в 1911 году состоялся суд, приговоривший Рейнбота к лишению прав, состояния и к одному году отбывания в исправительном арестантском отделении. Но даже этот лёгкий приговор не был осуществлён, Рейнбота вскоре освободили из-под ареста». (Ленин В. И. ПСС. Том 20. Гос. изд-во полит. лит-ры, 1961. Стр. 549).  Оставаться в Москве после такого скандала З. Морозовой было неудобно для ее репутации. Случившееся сильно ударяло по самолюбию гордой и независимой женщины. Она, стараясь найти выход из создавшегося положения, круто  меняет прежний полный встреч, балов и приемов, образ жизни. Решила найти спокойное место для жизни за городом.

Продав роскошный особняк на Спиридоновке, приобретает поместье «Горки» в 23 верстах от Москвы. При ней произошел подлинный расцвет усадьбы. Она была оборудована по последнему слову техники. В главном здании были оборудованы ванные комнаты с горячей и холодной водой, туалет с канализацией, свет и отопление. Заказали европейскую сантехнику. Еще одна особенность усадьбы — она провела телефонную линию, чтобы всегда быть в курсе дел своих московских предприятий. В те времена наличие телефонного аппарата далеко за пределами города считалось явлением необычным и прибавляло вес к статусу усадьбы и её владельцу. В результате реконструкции архитектурно-паркового ансамбля Горки приобрел облик великолепной неоклассической усадьбы в духе русского классицизма рубежа XVIII-XIX вв.

Во время Февральских и Октябрьских революционных событий 1917 года З. Морозовой, супруге бывшего московского градоначальника А. Рейнбота, особо ненавистного революционерам, удалось избежать погрома усадьбы, благодаря хорошему ее  отношению к своим работникам. Она смогла организовать своих работников на охрану усадебного хозяйства и не допустить разгрома. 10 марта 1918 г. Горки были национализированы и переданы в распоряжение Сухановского волостного земельного комитета. В апреле 1918 года она добивается приезда в Горки Комиссии по охране памятников искусства и старины, созданной при Комиссариате имуществ республики, которая, обследовав усадьбу, выдает З. Морозовой удостоверение, в котором записано: «Дом с художественно-исторической обстановкой в нем, как национальное достояние, находится под охраной Комиссии». Когда летом 1918 г. Горки переходили в распоряжение Московского губернского комиссариата земледелия, в акте приема усадьбы по просьбе местных крестьян отдельным пунктом указывалось, что «со стороны граждан села «Горки» имению «Горки» никакого ущерба не было принесено».  В книге А. Антоновой «Наши Горки… история, события, люди», с содержанием которой познакомился в библиотеке отеляе, отмечается, что  после национализации в 1918 году на территории  имения была создана крестьянская коммуна им. Ленина. Устав коммуны ярко передавал дух первых лет Советской власти в бывшем имении З. Морозовой. «Строя свою жизнь на принципах трудового начала, ставя своей целью при наименьшей затрате сил наивысшее использование богатства природы, духовного и морального уровня своих членов, группа является живым примером преимущества коллективного способа ведения хозяйства перед единоличным. Группа в тоже время ставит своею задачею уничтожить эксплуатацию человека человеком, повысить культурное и материальное положение страны, группа не должна замыкаться в себе, наоборот, она должна стремиться сливаться одна с другой с тем, чтобы коллективизм сначала охватил волость, а затем уезд и т.д. Выполняя такую задачу, группа может послужить рассадником идей коммунизма, ведущих к полному освобождению трудовой крестьянской семьи от гнета и насилия деревенских кулаков и богатеев, искореняя, таким образом, вековое чувство собственности и препятствий к осуществлению социалистического строя на земле».

30 августа 1918 года на Ленина после выступления перед рабочими на заводе Михельсона было совершено покушение. Эсерка Фанни Каплан почти в упор выстрелила в Ленина. Пули попали в руку и ключицу, была повреждена плевра легкого. После тяжелого ранения товарищи по партии начали подыскивать постоянное место за городом для восстановления его сил и отдыха. Я.М. Свердлов, Ф.Э. Дзержинский и комендант Кремля П.Д. Мальков лично осмотрели поместье «Горки». Они единодушно пришли к мнению, с учетом центрального отопления в особняке, железной и шоссейной дороги, канализации и водопровода, лучшего места для загородного отдыха не найти. В то же время благодаря телефону и телеграфу в доме можно непрерывно поддерживать связь с Лениным. 25 сентября 1918 года Владимир Ильич в сопровождении Н.К. Крупской, сестры М.И. Ульяновой и личного доктора В.С. Вейсброда на автомобиле приехали в Горки. Во избежание ажиотажа среди местного населения была сотворена легенда: новый жилец Горок –знаменитый профессор со своими студентами. Но в первый же день местные крестьяне поняли и сразу пошли за советом к Ильичу. Отдыхая в Горках, Ленин пошел на поправку. Во время прогулок он беседовал с местными жителями. Коренная жительница деревни Горки А.М. Чулюканова, тогда подросток Нюра, вспоминает: «Видела я, как Ленин, пока сильно не заболел, зимой чистил снег вокруг дома, летом косил траву и сгребал в сено, участвовал в субботниках в парке, играл в городки с отдыхающими в Доме отдыха, ходил на рыбалку с братом Дмитрием». Любил он беседовать с крестьянами  деревни Горки, убеждая их в преимуществах коллективного труда. Благодаря помощи Владимира Ильича и дружной работе крестьян летом 1921 года в деревне Горки появился  электрический свет.  А. Антонова отмечает: «Местные жители старожилы, с которыми мне приходилось общаться, отзывались о Надежде Константиновне с уважением и теплотой, вспоминая ее простоту в  общении и скромность в одежде. Благодаря ее заботам один из барских оссбняков был отдан под детский дом со школой первой ступени (4 класса). Многие по окончании ее вышли на широкую дорогу жизни, став впоследствии руководителями хозяйств, высококвалифицированными рабочими». (Из книги А. Антоновой «Наши Горки… история, события, люди») В Горках Лениным были написаны такие важные в политико-экономическом отношении работы «Пролетарская революция и ренегат Каутский», Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Странички из Дневника», «Политическое завещание».

Первое время Ленин, пока позволяло ему здоровье, предпочитал отдыхать и жить не в главном доме усадьбы, а в северном флигеле. Н.К. Крупская объясняла: «Обстановка была непривычная. Мы привыкли жить в скромных квартирках, в дешёвеньких комнатах и дешёвых заграничных пансионатах и не знали, куда сунуться в этих покоях…». (Из книги А. Антоновой «Наши Горки… история, события, люди») Там же останавливались видные деятели партии:  Дзержинский, Сталин, Бухарин, Каменев, Калинин и другие партийные деятели. 25 мая 1922 года Владимир Ильич перенес первый инсульт, парализовавший правую руку и ногу и нарушивший другие функции организма. К июлю у Ленина восстановилась способность писать и двигаться, хотя официально снова приступил к работе только в октябре. После первого инсульта по настоянию врачей Ленин переселился в главный особняк, поскольку там условия для поддержания здоровья были более благоприятные. Пребывая в Горках, Ленин распорядился, чтобы никаких перестановок в доме не делали и оставили всё так, как было при прежних владельцах. Известно, что Ленин не раз подчёркивал: «Горки — не моя собственность! Оставьте всё так, как было при прежних хозяевах!». Так, дочь Инессы Арманд попыталась затеять перестановку в бывшем будуаре З. Морозовой, который выделили под спальню Ленина. Для начала велела убрать гигантские зеркала. Ильич, будучи человеком спокойным и неконфликтным, тогда всерьёз рассердился: «Ничего не трогать! Ни единой вещи! Вплоть до портретов на стенах! Всё принадлежит народу!». Не привыкший к роскоши, он очень аккуратно относился к дому и парку. Экскурсовод В. Ухорцева привела случай, что за спиленное в парке дерево он лично устроил скандал  местным охранникам и смотрителям. И насколько в современное меркантильно-рыночное время изменилось отношение к сохранности усадьбы, сохраняющей статус государственного  музея-усадьбы! До перестройки с балкона особняка открывался прекрасный вид на фруктовые и вишнёвые сады, что располагались за рекой Пахра. При Советской власти это великолепие поддерживалось и культивировалось. А вот реставрация капитализма фруктовые и вишневые сады напрочь подкосила. Сейчас там стоят дома, некоторые из них по пышности, как свидетельствует печать, превосходят роскошь бывшей усадьбы З. Морозовой…  В этом аспекте насколько лицемерно и с определенным обличительным подтекстом  пишутся статьи о пребывании Ленина в Горках в последние годы жизни. Мол, насколько вождь мирового пролетариата нескромно пользовался роскошью. Подчеркнем, что эта роскошь создана владельцами усадьбы, а после национализации она перешла в собственность государства. Стоит подчеркнуть, благодаря тому, что бывшая усадьба З. Морозовой оказалась местом отдыха Ленина от государственных дел, и главное, его бережное отношение к произведениям искусства, антиквариату и искусной мебели — все это позволило предотвратить ее от разорения, которому подверглись многие  поместья в революционные годы как символы жесточайшей эксплуатации не одного поколения крестьян. Горки по своей сути, исходя из практики, существующей во многих странах мира,  были загородной резиденцией Главы государства. Вспомним, когда ушел Ленин из жизни, то Н.К. Крупская, М.И. Ульянова и другие лица покинули эту «роскошь» навсегда, вернувшись в свою кремлевскую квартиру. Для желающих узнать о  реальной «роскоши Ульяновых» рекомендуем посмотреть в кремлевской квартире коллекцию личных вещей Ленина и его родственников. Заштопанные вещи, поношенные сумки, чемоданы и склеееные очки, которыми они пользовались до конца своих дней. Чтобы не сомневаться в их подлинности, все эти самые вещи можно увидеть на фотографиях с Лениным и Крупской. Кстати, «кремлевские квартира и кабинет» Ленина по самодурному требованию Ельцина были перемещены в музей-усадьбу «Горки Ленинские». Один из пользователей интернета, откликаясь на материал статьи «Нескромная роскошь Ленина», написал: «Разорение и перенос при Ельцине исторического кабинета Ленина в Горки и уничтожение зала заседаний Верховного Совета СССР — позор и варварство, почище всех выходок большевиков по отношению к старому режиму. В этом зале заседаний происходили все самые важные заседания правительства времен Ленина и Сталина. Там каждый стул — история».

В последний период своей жизни в Горках, Ленину предстояло перенести еще три инсульта: в декабре 1922 года, в марте 1923 года, и последний — в январе 1924 года, в результате которого 21 января в  18 часов 50 минут он скончался. На всех часах в особняке, где трагически завершился жизненный путь Ленина, стрелки  показывают это скорбное время. Вся страна тяжело переживала смерть  вождя. Внимание многих выдающихся политических и государственных деятелей, ученых, литераторов и простых людей было приковано к Горкам. Очевидец тех скорбных событий местный крестьянин И.А. Буянов вспоминал: «Черная лента людей, протянувшаяся к столь знакомому нам, горкинским крестьянам, белокаменному дому….  В этот день от горя, казалось, постарели на несколько лет, и у стен белокаменного здания, откуда выносили покрытый алым полотнищем  гроб, мы поклялись отдать все силы тому святому делу, за которое отдал свою жизнь незабвенный Ильич». Четыре километра жители Горок несли квартира и кабинет» Ленина по самодурному требованию Ельцина были перемещены в музей-усадьбу «Горки Ленинские». Один из пользователей интернета, откликаясь на материал статьи «Нескромная роскошь Ленина», написал: «Разорение и перенос при Ельцине исторического кабинета Ленина в Горки и уничтожение зала заседаний Верховного Совета СССР — позор и варварство, почище всех выходок большевиков по отношению к старому режиму. В этом зале заседаний происходили все самые важные заседания правительства времен Ленина и Сталина. Там каждый стул — история».

В последний период своей жизни в Горках, Ленину предстояло перенести еще три инсульта: в декабре 1922 года, в марте 1923 года, и последний — в январе 1924 года, в результате которого 21 января в  18 часов 50 минут он скончался. На всех часах в особняке, где трагически завершился жизненный путь Ленина, стрелки  показывают это скорбное время. Вся страна тяжело переживала смерть  вождя. Внимание многих выдающихся политических и государственных деятелей, ученых, литераторов и простых людей было приковано к Горкам. Очевидец тех скорбных событий местный крестьянин И.А. Буянов вспоминал: «Черная лента людей, протянувшаяся к столь знакомому нам, горкинским крестьянам, белокаменному дому….  В этот день от горя, казалось, постарели на несколько лет, и у стен белокаменного здания, откуда выносили покрытый алым полотнищем  гроб, мы поклялись отдать все силы тому святому делу, за которое отдал свою жизнь незабвенный Ильич». Четыре километра жители Горок несли на руках по замерзшей Пахре гроб с телом  Ленина до станции Герасимово, где стоял в ожидании траурный поезд. Сегодня станция Герасимово переименована в Ленинскую, а поселок «Горки», согласно Постановлению ВЦИК, стал именоваться  «Горки Ленинские».

В завершении двухчасовой экскурсии В. Ухорцева, подводя итог, сообщила, несмотря на довольно оскорбительные выпады в адрес Ленина, сфальсифицированные факты из его жизни в последние три десятилетия, тем не менее, он остается самым выдающимся политиком и государственным деятелем ХХ столетия. В последнее время снова он все больше стал восприниматься  как деятель планетарного масштаба. Ленин заново возвращается в нашу историю. (Продолжение следует)

Корнилов В.И.,

первый секретарь ЯО КПРФ (1993-2000 гг.), Лауреат премии «Слово к народу» газеты «Советская Россия» за 2023 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *