МИНИСТЕРСТВА НОВЫЕ – ПОДХОДЫ К БЮДЖЕТУ СТАРЫЕ

6 октября состоялось внеочередное заседание областной Думы. По сути это была первая полноценная встреча парламентариев в новом восьмом созыве. Предыдущая была посвящена исключительно организационным вопросам. На сей раз главным пунктом повестки стали изменения в бюджет региона. После устроенных губернатором структурных преобразований в правительстве, о поправках в основной финансовый документ депутатам впервые докладывали не директора департаментов, а руководители министерств. Впрочем, несмотря на смену названий органов власти, их подходы к бюджетной политике, к сожалению, остались прежними. И вызвали немало вопросов.

В результате новой корректировки доходы областного бюджета увеличились почти на 2,9 миллиарда рублей. На аналогичную сумму изменены и расходы. В результате (с учётом предыдущих поправок в казне) первые теперь составляют 125,3 миллиарда, а вторые — 131,8 миллиарда рублей. Таким образом, затраты по-прежнему превышают поступления, а регион продолжает жить с дефицитом. Кроме того, часть финансов была перераспределена с 2023 на 2024 год. К примеру, на будущий сезон перенесли 121,4 миллиона рублей в качестве «возмещения расходов в связи с созданием, эксплуатацией и техническим обслуживанием объекта концессионного соглашения». Речь о так называемой «трамвайной концессии», которую власти заключили ещё в конце прошлого года. И реализация которой со стороны инвестора до сих пор толком не началась.

С чем связано уменьшение расходов в части возмещения затрат концессионера и перенесение их на 2024 год? Когда мы обсуждали концессию, там был определённый план мероприятий, который должны были выполнить. Это сумма за какие-то невыполненные работы или закупки материалов? И не будет ли это связано со срывом реализации всего соглашения? – поинтересовался депутат фракции КПРФ, член комитета по градостроительству и транспорту Валерий Байло.

Ответ министра финансов Алексея Долгова фактически подтвердил, что на сегодняшний день концессионер не выполнил свою работу. Чиновник сказал, что на реализацию мероприятий требуется определённое время. И не все средства могут быть освоены в этом году. Отметим, что на текущий сезон у концессионера были запланированы минимальные работы. Но справиться не удалось даже с ними. Между тем, создание всей необходимой инфраструктуры, включая запуск подстанций, замену путей, реконструкцию путепроводов и приобретение 47 новых трамваев должно быть закончено к середине 2025 года.

— Есть такая поговорка: лиха беда начало. Я не случайно задал вопрос о концессионном соглашении. Большинство из нас помнят, каким образом оно принималось в начале этого года. Мне бы очень не хотелось, чтобы оно было сорвано или его выполнение было отложено. Два дня назад прошёл сюжет о том, что начался демонтаж путей и контактной сети. Вчера я проехал по 6-му маршруту трамвая. Там никого не было. Поэтому я очень переживаю за исполнение взятых концессионером обязательств! – подытожил Валерий Иванович.

Отдельно стоит отметить, что из 2,9 миллиарда дополнительных доходов большая часть (2,58 миллиарда) – это собственные налоговые и неналоговые поступления Ярославской области (помощь из федерации составила только 316 миллионов рублей). В частности, значительно увеличились сборы от налога на прибыль (за полгода – на 61%) и НДФЛ (рост на 8,6% за тот же период). Хотя при подготовке проекта бюджета на текущий год ничего подобного губернаторскими финансистами не планировалось. Выходит, что чиновники либо лукавят, либо не умеют планировать даже на год вперёд.

Ещё один серьёзный минус – неумение выстраивать приоритеты бюджетной политики. Несмотря на увеличение доходов казны, тратить их на действительно нужные вещи областные власти не спешат. Зато с избытком распределяют по тем направлениям, без которых спокойно можно обойтись. Скажем, по-прежнему не заложены деньги на софинансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Фрунзенский и Заволжский районы Ярославля, а также пригородный Ярославский район давно ждут новые поликлиники и школы. Не хватает средств на льготные лекарства, в том числе для лечения онкологических заболеваний. Есть реальная потребность в увеличении финансирования благоустройства дворов.

Но вместо этого сотни миллионов рублей направляют, например, на архитектурную подсветку зданий, обеспечение деятельности некоммерческих организаций, обновление остановок (уже анонсирована установка «умных» павильонов, хотя где-то отсутствуют даже старые) или закупку передвижной телевизионной станции для правительственного телеканала «Первый Ярославский». И это в условиях, когда даже на федеральном уровне объявлено о снижении доли социальных расходов бюджета 2024 года до минимума за 12 лет. Так что на фоне грядущего секвестра планируемые министерством финансов Ярославской области затраты выглядят явно необоснованными и напоминают пир во время чумы.

Проект бюджета на текущий год с самого начала был составлен некорректно. Более того: главным основанием для отклонения поправок оппозиции, и прежде всего – фракции КПРФ, со стороны правительства было отсутствие прогнозируемых дополнительных поступлений по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц. Но в итоге эти поступления появились, притом значительные. Если в правительстве признают это, то почему бы не вернуться к депутатским поправкам и повторно не внести их хотя бы от своего имени? Предложения то важные! В преддверие рассмотрения нового проекта бюджета на 2024 год хочется, чтобы таких недоразумений больше не было. Также необходимо расставлять правильные приоритеты. Я не против новых остановок, автобусов или передвижной телестанции, пусть у нас будут прямые эфиры хоть из любой точки области. Но у нас во дворах люди ломают ноги и руки, потому что там нет нормального покрытия. Граждане не могут доехать до больницы. Хоть с «умной» остановки, хоть с «глупой». А когда доезжают, им приходится проходить девять кругов ада, потому что нет специалистов. А мы средства направляем на цели, которые явно не являются первоочередными, — обратился к присутствующим в думском зале заседаний Валерий Байло.

В завершении депутат-коммунист призвал более ответственно подойти к выстраиванию приоритетов в распределении финансов. И обязательно утвердить их при обсуждении бюджета региона на 2024 год. Эта работа отчасти уже началась. В настоящее время депутаты готовят рекомендации к исходным данным по проекту основного финансового документа. Сам проект будет внесён в Думу до 1 ноября.

Иван ДЕНИСОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *