«Мусорная» реформа на бумаге и на деле

e608545287937b620fd52a5ca644371d

Анализ реализации реформы в сфере обращения с отходами, который провела Счётная палата РФ, показывает, что кардинально здесь ничего не изменилось: 90% мусора в стране просто вывозится на полигоны, которые зачастую не отвечают требованиям природоохранного законодательства и отравляют воздух, воду и почву. А уровень переработки мусора составляет только 7%. Инфраструктуры для сортировки и переработки мусора недостаточно, введение новых мощностей отстаёт от плана.

ПО ДАННЫМ Росприроднадзора, на момент формирования нацпроекта «Экология» на территории субъектов насчитывалось 8323 свалки, в том числе 916 свалок на территории городских округов. При этом федеральный проект «Чистая страна» предполагает ликвидацию и рекультивацию только 191 свалки. То есть более 700 свалок в границах городов остаются неохваченными. Таким образом, даже при успешной реализации проекта поставленная президентом цель — ликвидировать все свалки в границах городов — достигнута не будет.

По-прежнему действует множество несанкционированных свалок: за прошлый год соответствующие органы выявили порядка 30 тыс. таких объектов общей площадью свыше 13 тыс. гектаров.

Близка к критической и ситуация с официальными полигонами. При существующих темпах роста объёмов твёрдых коммунальных отходов (ТКО) 1—2% в год в 32 регионах их мощности будут исчерпаны до 2024 года, а в 17 из них — до 2022 года. При этом возможностей создать новые полигоны у большинства регионов просто нет.

Решить проблему призван федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», который действует с 2019 года. Цель проекта — создать высокотехнологичную инфраструктуру обработки и утилизации отходов. Однако, по мнению Счётной палаты, пока проект с задачей не справляется, а его параметры требуют пересмотра.

Например, в проекте не предусмотрены меры, направленные на предотвращение и сокращение объёмов образования отходов. Речь в том числе идёт о стимулировании населения использовать многооборотные товары, тару и упаковку. Отсутствуют и мероприятия по раздельному сбору отходов. Кроме того, установленные целевые результаты и показатели недостаточно увязаны между собой, а их значения не были согласованы с регионами. В результате значительная часть субъектов (42%) не подтвердила возможность их выполнения и не заключила с минприроды России соглашения о реализации региональных проектов.

Анализ 67 региональных программ показал, что только 39 регионов предусмотрели в них мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов. Лишь в 33 субъектах наблюдается сбалансированность мощностей объектов обращения с ТКО и объёмов их образования.

Анализ состава отходов провели всего 24 региона и только 19 субъектов предусмотрели мероприятия по привлечению бизнеса в сферу обращения с отходами. Хуже всего ситуация с созданием инфраструктуры по обращению с ТКО: лишь 9 субъектов используют для этого наилучшие доступные технологии.

Остро стоит вопрос финансового обеспечения реформы. На уровне регионов основной источник инвестиций — это платежи населения, размер которых зависит от нормативов накопления ТКО и соответствующих тарифов. Однако здесь возникает проблема прозрачности этих расчётов. Как показал анализ, нормативы в разы отличаются даже в сопоставимых районах. Так, тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1411 рублей за один кубометр. Следствием стала низкая собираемость: 79% в 2019 году и 76% — в первом полугодии 2020-го. В результате на 1 июля 2020 года отмечен риск, что 22 региональных оператора, обслуживающих 15,1 млн человек в 19 субъектах Российской Федерации, могут прекратить свою работу.

ДО 2014 ГОДА мусор оставался в зоне ответственности муниципалитетов, которые выделяли земельные участки под размещение отходов. Мусорный бизнес был коррумпирован и криминализирован. Исправить ситуацию попытались, подняв уровень ответственности: с муниципального к субъектам Федерации — и обязав губернаторов разработать территориальную схему обращения с отходами, которая учитывала бы, где, сколько и каких отходов образуется, кто занимается их вывозом, переработкой и захоронением. Под эту деятельность должны были создать компании — региональных операторов. Предполагалось, что новая система начнёт работать с 2016 года. Не успели. Новый старт был назначен на 2019-й, но и к нему далеко не во всех регионах были подготовлены территориальные схемы и созданы региональные операторы. Тем не менее перешли на новую систему.

Одна из главных её задач — создать федеральную схему обращения с отходами, однако и она пока не утверждена, а существующий проект, по мнению руководителя токсического отдела «Гринпис» в России Алексея Киселёва, «представляет собой компиляцию региональных территориальных схем по обращению с отходами». Он отмечает, что из-за этого проект федеральной схемы не отвечает главной цели «мусорной» реформы — созданию современной отрасли по обращению с ТКО, где во главе угла не захоронение отходов на полигоне, а их переработка.

Зато удалось существенно увеличить размер платежей, собираемых с населения: они выросли в разы, а в отдельных регионах — и в десятки раз. При этом, согласно отчёту Счётной палаты, размер платежей существенно различается даже в сопоставимых районах. Так, тарифный диапазон на услуги региональных операторов в 2019 году составлял от 244 до 1411 рублей за кубометр.

По подсчётам аналитиков международной аудиторско-консалтинговой сети Finexpertiza, проведённым в начале прошлого года, в сумме население страны заплатит за услуги по обращению с отходами около 180 млрд рублей в год. При этом в отчёте Счётной палаты указано, что необходимый объём финансирования для создания инфраструктуры обращения с ТКО составляет 428 млрд. Правда, как заметили эксперты, методика расчёта аудиторами не показана. Между тем, по расчётам гендиректора «РТ-Инвест» Андрея Шипелова, на «мусорную» реформу понадобится не менее 1 трлн рублей. Логика проста: «РТ-Инвест» уже строит 5 мусоросжигательных заводов (МСЗ) в Подмосковье и Татарии, каждый из которых оценивается в 32 млрд руб. И собирается строить еще 25. Вот вам и триллион.

Но даже 30 МСЗ могут не решить проблему. Ведь они станут в огромных количествах вырабатывать весьма дорогостоящую электроэнергию, которую некому будет продавать. Они также будут производить вредные выбросы и шлаки. Которые тоже надо будет где-то захоранивать… Некоторые эксперты видят выход в других способах утилизации мусора: введении обязательного раздельного сбора с отделением пищевых отходов, запрете одноразового пластика, развитии переработки мусора при участии производителей первичных товаров.

«К сожалению, ситуация с отходами в России в настоящее время неблагополучна. Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами пока не сформирована», — констатирует аудитор Счётной палаты Михаил Мень.

Даже с учётом того, что платежи с населения собираются не в полном объёме (76% в первом полугодии 2020 года), это существенные суммы относительно объёма инвестиций, необходимого для появления в стране нормально функционирующей отрасли по обращению с отходами. Однако львиная доля мусора всё ещё вывозится на свалки. То есть за ту же самую услугу (вывоз мусора на полигон), которая оказывалась и пять, и десять лет назад, граждане платят сегодня значительно больше, но при этом никаких ощутимых качественных изменений не происходит.

Александр ВОРОНЦОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *